Сразу оговорюсь, речь пойдет об общественно-политических изданиях. Или как их теперь методологически обзывает Министерство информации – «массово-политических».
Причем, все нижесказанное относится не только к газетам подобной специализации, а ко всем видам изданий, работающих с политической, социальной тематикой.
Немного истории
Поставим перевернутую пирамиду на ее основание и начнем с истории. Двадцать лет тому был у нас период наибольшего благоприятствования прессе. Начиная с 1991 года, в Беларуси стало открываться великое множество независимых общественно-политических изданий. Как в столице, так и в регионах. Законодательство тогда было вполне себе либеральным, рынок – развивающимся, мозги – незашоренными.
Советская идеология приказала долго жить (как тогда казалось), гайки открутили и унесли с собой (по вороватой советской традиции) бывшие руководители-коммунисты. Этим и воспользовались белорусские младо-издатели.
Сейчас уже трудно посчитать общее количество газет, журналов, информационных бюллетеней (в том числе незарегистрированных), выходивших тогда по всей стране. Ясно одно, такой свободы и такого количества общественно-политической прессы нынче нет. И, наверное, долго еще не будет.
В качества примера: если до 1991 года в Бобруйске – седьмом городе Беларуси по численности населения – издавались четыре газеты (две государственных – городская и районная; две – «многотиражки), то в период 1991–1996 – в городе на Березине выходило уже тринадцать печатных изданий. Аналогичная ситуация была и в других регионах. Не говоря уже о Минске.
Дни – новые, маразм – старый
Издательская вольница просуществовала недолго – до 1995 года, когда был принят закон «О печати и других СМИ», где законодательно (!) закладывалось требование: согласовать выход (иными словами регистрацию) СМИ с местными исполнительными и распорядительными органами.
Без этого согласования Министерство информации (в девичестве Госкомпечати) документы на регистрацию не принимало. Чем вполне успешно пользовались местные исполнительные и распорядительные органы.
Тогда-то и появился бюрократический шедевр наших дней (дышать на который строго-настрого воспрещается): «согласовать размещение СМИ считаем нецелесообразным».
Практически во всех регионах страны правящая бюрократия, синхронно, стала произносить это трудное для произношения слово «нецелесообразно». И нередко добавляла: в нашем городе, мол, уже выходит издание (как правило, государственное) общественно-политической тематики. Так что, спите спокойно, дороги товарищи-издатели, информационный голод наших граждан удовлетворен. В ваших, так сказать, услугах не нуждаемся.
Пущать не велено?
Понятно, что правящая в Беларуси бюрократия воспринимает независимые СМИ как своего потенциального могильщика. Поэтому и принимает превентивные меры – не регистрирует. В ином случае, и при условии развития, скажем, журналистики расследований, очень быстро бы выяснилось, что на многих из них, наших доморощенных бюрократах, негде, как говориться, печать ставить. А их настоящим лозунгом является: коррупция, коррупция и еще раз коррупция!
Но в 2008-2009 годах многие вдохновились периодом либерализации, вроде бы пришедшим тогда в Беларусь. Некоторые даже понесли в Мининформ документы на регистрацию новых общественно-политических изданий, намереваясь серьезно заняться издательским бизнесом. Были подобные попытки в Могилеве, Бобруйске, Витебске, Солигорске, Новополоцке…
Но очень быстро выяснилось, что верить сказанному и услышанному с высоких трибун не приходится: разрешения на выпуск газеты никому не дали.
В электронную форму заявления о государственной регистрации средства массовой информации, весьма хитромудро были внесены три пунктика: о соответствии главного редактора издания квалификационным требованиям; об учебном заведении, которое окончил главный редактор; об его работе на руководящих должностях (с указанием места работы, должности, периода работы).
Это и стало основным камнем преткновения, закопанным белорусскими бюрократами на пути местных издателей.
Казалось бы, в цивилизованном, свободном обществе учредители сами решают, кто им подходит в качестве редактора, а кто – нет. Но Мининформ, ссылаясь на Квалификационный справочник должностей служащих, требовал (и требует!), чтобы у руководителя издания было профильное высшее образование и не менее пяти лет стажа руководящей работы.
Когда же с этим у издателей все было в порядке, в ход шли другие обоснования: а вот у вас, знаете, издание в Могилеве, а редактор прописан в Минске, как вы будете работать? Или в учредительных документах в качестве адреса редакции вами указано частное строение, а так нельзя…
И не важно, что по данному частному адресу, в соответствии с законом, зарегистрировано Частное унитарное предприятие, которое и выступило в качестве учредителя газеты, главное выполнить спецпоручение правящей бюрократии: запретить, подавить, не дать развиться... Невзирая на закон «О СМИ», в котором об этом всем, разумеется, ни-ни…
Были и еще более анекдотичные случаи, когда от издателя, в соответствии с законодательством совмещающего в одном лице функции учредителя и редакции, требовали заключить договор – с самим собой…
Строго говоря, недавняя счастливая история с обретением журнала «Архэ» нового свидетельства о регистрации тоже нельзя назвать каким-то исключением из общих правил. Ведь в этом свидетельстве теперь отсутствует самая «тревожащая» тематика – массово-политическая.
Возможно, это, в совокупности с миролюбивыми покачиваниями головой в сторону Евросоюза, и стало причиной того, почему журналу выдали свидетельство – после четырех безуспешных попыток.
Отказавшись в новом законе «О СМИ» от лобового принципа – согласовывать выход газеты с местными властями, правящая белорусская бюрократия создала для издателей другие непреодолимые барьеры.
И в настоящее время (какие бы военные песни не пели тутошние военные министры) учредить в нашем царстве-государстве новую газету массово-политической тематики невозможно по умолчанию.
