Герои белорусской медиасреды подводят субъективные итоги года: война в Украине, эссе Виктора Мартиновича, эксперименты Саши Романовой, блокировка сайтов и другие тексты и события уходящего 2014-го.

Марина ЗОЛОТОВА, главный редактор TUT.BY
Текст года. На правах главного редактора TUT.BY, обращу внимание на наши публикации. В этом году мы опробовали жанр спецпроектов, что потребовало больших усилий, но они того стоили. Мы подвели [3] итоги 20-летия президентства Лукашенко, подготовили спецпроект [4], посвященный освобождению Беларуси, изучили [5], как изменилась Украина за год после событий на Майдане, а также проследили [6] судьбу отдельно взятой группы выпускников Университета культуры – от момента распределения до первого места работы. Наши корреспонденты ездили в Крым, Киев, Славянск, работали на важных международных событиях - освещали переговоры контактной группы по украинскому вопросу.
Я бы выделяла не какой-то текст, скорее темы, освещение проблем, которое приводило к конкретным изменениям в обществе. Например, серию публикаций Марины Воробей, посвященную положению работников скорой помощи - мы привлекли внимание к этой проблеме, о ней стали писать другие медиа, и медикам в итоге все-таки повысили зарплату.
Скандал года. Год для белорусских медиа оказался очень непростым. Мы работали в условиях информационной войны, которая стала продолжением войны реальной - это стало серьезным вызовом, таким испытанием на профессионализм. На мой взгляд, год показал, что далеко не все готовы разделять гражданскую позицию и профессиональный долг. Не хватало взвешенности, уважительного отношения к чужому мнению. Скандалы года в основном были связаны с информационной войной. К тому же, хоть новый Закон о СМИ вступит в силу 1 января, но уже сейчас мы столкнулись с фильтрацией медиа.

Андрей ДИЧЕНКО, шеф-редактор журнала «Я»
Текст года - материал [7] журналиста Вячеслава Корсака и фотографа Алины Крук в белорусском журнале "Я" #5(11) июнь 2014 который называется «Мир из пластилина». Посвящен жизни белорусского мальчишки-аутиста. Говорю об этом, потому что важно пробивать стену социального эгоизма и видеть тех, кто немного отличается от массы.
Проектом года для меня по-прежнему остается журнал белорусской прозы «Макулатура [8]». В то время, как комментарии фейсбука наполняются всяким дерьмом, писатель Сергей Календа создает литературную историю нашей страны. К слову, сейчас журналу нужна помощь, информацию можно найти в официальной группе Вконтакте [9].
Все скандалы года у меня связаны с моей совестью. Не думаю, что это кому-то интересно. Ну а если про наше медиапространство, то было смешно наблюдать за боями диванного вышиваночного батальона против организаторов «Русских вечеринок» в клубе «Дозари». Ну и еще прикалывают всякие шестерки, которые пишут доносы на водителей автобусов и прочих случайных носителей символики иностранных государств.

Ирина ЛЕВШИНА, главный редактор БелаПАН
Проект года - книга Анны Соусь «Жизнь после рака», в которой собраны истории более двух десятков человек, преодолевших эту страшную болезнь. Очень жизнеутверждающий проект, и очень актуальный, учитывая масштабы проблемы. Яркий пример социальной журналистики, которая реально помогает людям.
Открытие года - правозащитница Татьяна Яворская. Та самая, что три года назад «выстрелила» громкой акцией в защиту обвиненных в теракте в метро и осужденных на смертную казнь Коновалова и Ковалева – пришла с сыновьями в администрацию Лукашенко с плакатом «Господин президент, у меня четверо детей, кто гарантирует им право на жизнь?». В этом году Татьяна «выстрелила» своими «мнениями» на Tut.by: «Защитить гея – защитить себя [10]», «Открытое письмо Тозику [11]» и другими. Очередное подтверждение тому, что для создания интересных, живых, читабельных текстов совсем необязательно быть профессиональным журналистом.
Текст года. Выделить один материал в статусе «текст года» сложно. Могу вспомнить интервью [12] с генеральным менеджером хоккейного «Динамо» Владимиром Бережковым, которое подготовил мой коллега по БелаПАН Руслан Батенков . Я человек, далекий от спорта, но этот текст зацепил и даже тронул. Интересное, умное, откровенное и в то же время информативное интервью – это редкость.
Скандал года - блокировка независимых интернет-ресурсов, конечно... И трусливое молчание тех, кто подложил журналистам такой «рождественский подарок». Думаю, мало, кто сегодня сомневается в причастности к этому властей. Они показали себя во всей красе, а заодно мобилизовали журналистское сообщество. Теперь мы хорошо представляем, чего ожидать в новом году и можем как следует подготовиться в техническом плане к освещению предстоящей президентской кампании.

Евгений ЛИПКОВИЧ, блоггер
Текст года - это моя книга «Лето из переулка». Ее со скрипом, но издали в этом году, и все экземпляры, что были — разлетелись. У нее очень хорошая критика и сейчас я веду переговоры с кинематографистами и российскими издателями.
Проект года — это тоже я могу сам о себе рассказывать. Потому что я сам - проект. И, наверное, единственный в Беларуси человек, про которого написали художественную книгу (кроме Лукашенко) - Чергинец обо мне написал (книга «Операция «Кровь», где одного из отрицательных героев которой зовут Абрам Липкович — прим. Автора). Мне было бы приятнее, если бы про меня написал Витя Мартинович. Чергинца я не читал — не хватало еще дерьмо это читать, а вот если бы Витя написал - прочитал бы обязательно. Потому что в Вите, несмотря на то, что он считает себя мессией, кое-что человеческое осталось.
Открытие года. Да нет уже ничего такого, что можно было бы открыть. В белорусской медиасфере мне очень нравится то, что вытворяет Саша Романова и kyky.org [13] - они начали набухать и набирать хороший такой сок, становиться чуть-чуть другими: качественнее, лучше. Я вот сейчас делал для них большой текст о том, как я был неформалом.
Скандал года - это, конечно, финансовый кризис, затмевающий все, что было в 2014г. Еще, конечно, очень сильно обсуждалась ситуация с Украиной и чудовищная клевета по этому поводу. Я сам вот книжки Лукьяненко, придурка этого, сжег. В следующем году будет что? Будет мордобой. Избирательная компания может оказаться тяжелой для Лукашенко. И они там уже входят во вкус. Наезд на «Навины» - только начало.

Наталья ПРОВАЛИНСКАЯ, корреспондент «БелГазеты»
Текст года. В уходящем году были написаны тысячи и тысячи текстов на самые болезненные темы. Большинство из них достойны того, чтобы войти в антологию попыток осмысления новейшего белорусского нонсенса. Лично меня зацепил «Феноменальный Аверков [14]. Вечные ценности белорусского телеидола» социолога Сергея Грибановского на KYKY.org [13], абсолютно гипнотическая вещь. Классик белорусского телевидения там оказывается будто на предметном стеклышке, этакая броуновская частичка «новейшего белорусского космоса», прыгающая в слабом растворе акварельной краски, под взглядом наблюдателя с прищуром Питера Фалька, который собрался кое-что выяснить про «вечные ценности» из ящика и их ретрансляторов.
Скандалом года (не считая конфликта трезвой блогерши на каблуках с «силовиками» из подземки или конфликта «Нашай нiвы» с красавцами в незаправленных рубашках) стало признание председателя Мингорисполкома в интервью TUT.by: «Я не являюсь жителем Минска». А значит, освобождаюсь от необходимости знать город и где там эта Осмоловка, или, упаси господи, испытывать какие-то эмоции в адрес одного из самых очаровательных кварталов города? Примерно как в школах 80-х освобождали от изучения белорусского языка из-за проблем со зрением? Впору переименовывать местные органы власти в «неместные».
Открытие доступа к belapan.by и naviny.by обрадовало даже больше, чем открытие (заново!) трех гипермаркетов «Гиппо», 21 магазина «Мегатоп» и 9 салонов техники «Электросила».
Проект года. Превращение Минска в безбарьерную среду для иностранцев с вывесками, указателями, сайтами, милиционерами-мультилингвистами, англоязычной радиоинформацией в метро, блэкджеком и WIFI, поистине было одним из проектов года. И, как все хорошее, должно было когда-нибудь кончиться. «Во-первых, год гостеприимства подошел к концу…» - пояснили чиновники, изымая у метрополитена бобину с хитом «Please, mind the closing doors». Осторожно, двери закрываются, указатели демонтируются, милиционеры жгут свои разговорники на площадях, и иностранцам снова придется прокладывать себе путь на ощупь и во тьме – как, впрочем, и большинству граждан.

Александр ЯРОШЕВИЧ, корреспондент Naviny.by
Тексты года выделить сложно. Первое, что приходит в голову — некоторые эссе Виктора Мартиновича, которые мне интересно было читать. Вместо текстов выделю события года: Майдан и его влияние на белорусов, Чемпионат мира по хоккею, предварявшие его превентивные задержания и праздник в городе, возможность для простых минчан почувствовать себя в центре Европы. Продовольственная война с Россией. Ну и последние решения правительства и Нацбанка как прекрасный подарок под Новый год.
Скандал года - пракер Вован разыграл [15] Лукашенко. Это событие показало, что журналистам доступны любые люди - надо только стучаться в двери, и они откроются.
Из проектов понравился фотопроект Саши Васюковича, когда он ездил в батальон Донбасс. И фотопроект Максима Сарычева о людях, которые попали под репрессии во время чемпионата, и что они потеряли. Еще у него был интересный фотопроект о собаке-инвалиде и о том, как о ней заботятся люди.
Открытий не было. Разве что некоторые сайты иногда делали крутую инфорграфику - «Комсомолка», «TUT.by», «Навіны» - могут, если захотят. В следующем году, надеюсь, что у нас появятся больше качественных расследований, репортажей и веселых фельетонов.

Павлюк БЫКОВСКИЙ, обозреватель газеты «Белорусы и рынок»
Про текст года сложно сказать. Можно, разве что, выделить печальную тенденцию - падения тиражей. Лишь у единиц они (тиражи) выросли.
Негативный проект года - пример блокировка сайтов. Проект, который продолжается до сегодняшнего момента. ДОС-атака на независимые информационные сайты, ответственность за которую белорусские власти на себя не взяли. Хотя все это совпало с неудовольством белорусских властей по поводу публикаций о спросе на валюту. И это при том, что нельзя сегодня сказать, чтобы у нас была особенно сложная ситуация. Это не декабрь 2010, когда разгонялась Площадь. Сейчас же объектом атаки стали всего лишь разговоры, причем разговоры, которые ведут, в том числе, и на кухне. Разговоры, касающиеся практически каждого обывателя. Это - самый главный негативный итог года: проект, скандал и открытие — все это совпало.

Ольга МЕЛЬГУЙ, редактор CityDog.by
Тексты года. Я лучше запоминаю визуальные образы. Самым ярким в этом году стал проект журнала «Таймер». Тот, где они отправили зубра Валеру посещать какую-то даму на Чижовском водохранилище - очень сочный образ. Думаю, Денис Клевитский придумает еще много таких крутых штуковин в 2015.
Проект года. Из проектов самым важным стало мобильная адаптация для белорусских сайтов (кажется, до сих пор не все сделали). Кроме того, появилась новая тенденция — расширяется возраст пользователей интернета. Правда, отклика на это в байнете я почему-то не вижу. В России, например, есть очень много ресурсов, которые поставляют интересный интеллектуальный контент, для людей, в том числе без академического образования - тексты простые, сочные, хорошо выстроенные. Например, статья «Вселенная 25» и прочие эксперименты насчет биохимии и поведенческих реакций. Беларусь с этой точки зрения колоссально отстает.
Если анализировать мои сохраненные статьи, то белорусских у меня буквально несколько. TiO.by: «Минск — мертвый город или город мертвых» - очень привлекательное название. Еще на «пАРТизане» была интересная статья о галерее «Шестая линия». И, не помню источник, статья «Можно ли в Беларуси зарабатывать на лекарственных травах», которая показывает, что благодаря неактивности наших соотечественников, в Беларуси можно зарабатывать практически на чем угодно.
На «Медиакритике» был текст о том, что сайты белорусских СМИ переключатся на бесконечную прокрутку. Однако никто так, кажется, и не переключился. Может, это к нам придет лет через тыщу. Сейчас вот, посмотрите, откатимся еще на 15 лет назад, а то и на все 50. Я, кстати, уже не впервые слышу замечания о том, что у нас, как в СССР, закроют границу. И - известно - бюджет на рекламу будет уменьшаться. А значит и СМИ будет нечего кушать.

Павел СВЕРДЛОВ, редактор журнала «Таймер»
Текст года выбрать сложно. Я бы отметил расследования, которые в этом году делала на TUT.by Екатерина Синюк. И текст [16] «Бизнес на детдомовцах: как белорусских сирот за деньги "выселяют" из социальных квартир и кому это выгодно?».
Проект года. В 2014 году для меня не было важнее проекта, чем «Наваколле» - 10 путешествий по «самым-самым» местам Беларуси [17], которые команда независимых журналистов сделала на платформе kyky.org. Во-первых, годный контент. Во-вторых, редкий пример вложений частного бизнеса в журналистику, а не в рекламу. В-третьих, славно покатались!
Открытие года - роль «Фейсбука» в форматировании байнета. Оказывается, не нужно ходить на стартовые страницы - достаточно листать ленту. Там уже есть ссылки на всё интересное.
Скандал года - безусловно, закрытие «Онлайнера». По сравнению с этим перепалка шеф-повара с ресторанным критиком и так и оставшийся без ответа вопрос: «А был ли мальчик с георгиевской ленточкой на парковке «Короны»?» - детский лепет. Пусть этот скандал не совсем связан с журналистикой - ведь редакция «Онлайнера», поменяв .by на .ru, продолжает трудиться. Пусть не все в этом скандале однозначно, и даже мне - человеку, далекому он e-commerce, довелось слышать жалобы продавцов на то, как организовывается участие в каталоге «Онлайнера», однако этот кейс четко показал, под кем мы все ходим, и что будет, если вдруг... А никто и не знает, если вдруг что. Поэтому в следующем году придется дуть на воду.
