Среди традиционных весенних тем, мимо которых журналисты не могут пройти, тема аварии на Чернобыльской АЭС занимает особое место. Вот уже почти три десятилетия, медиа раскрывают все новые и новые подробности той трагедии, дают голоса очевидцев, посылают своих корреспондентов в зону отчуждения.
У темы, и правда, много поворотов и аспектов, а жизнь с годами только добавляет их. Так, решение белорусских властей строить собственную АЭС в Островце породило много вопросов и разбудило задремавшие было страхи белорусов перед невидимой глазу «химерой».
Вместе с тем, сколько бы старых вопросов и новых аспектов не подбрасывала тема аварии на ЧАЭС и в целом использование человечеством «мирного атома», для большинства белорусских независимых медиа центральным событием очередной годовщины аварии традиционно становится «Чернобыльский шлях».
Из года в год 26 апреля на улицы Минска выходят представители оппозиционных партий, общественных организаций и просто гражданские активисты, чтобы на вполне легальных основаниях пронести по столице свои политические лозунги. В этом году основной темой марша стала борьба с российской империей и поддержка украинского народа. Во всяком случае, такой вывод можно сделать из репортажей белорусских независимых медиа, многие из которых, впрочем, в этом году темой «шляха» не ограничились.
Так, «Радыё Свабода» среди прочих текстов на тему аварии предложила своим читателям большой репортаж [3] о жизни в Припятском радиационном заповеднике, ставший возможным благодаря пресс-туру гомельской филии БАЖ.
«Традыцыйныя для Палесься белыя буслы па сутнасьці пакінулі запаведнік. Дырэктар Кудан апавёў, што бачыў на свае вочы, як бусла ў палёце атакаваў арлан-белахвост — магутная драпежная птушка, занесеная ў Чырвоную кнігу. Іх у запаведніку каля сотні, знойдзена паўтара дзясятка гнёздаў. Наяўнасьць агрэсіўнага суседа прымусіла бусла саступіць месца.
Відаць, белыя пёры і выдаюць бусла лятучым драпежнікам. У гэтым сэнсе больш шэнціць чорным буслам. У радыяцыйным запаведніку яны прыстасаваліся лепей», - пишет журналит РС.
«Ежедневник» дал большой аналитический материал [4] «Тени Чернобылы: Как на загрязненных территориях получают «чистый» урожай», в котором попытался найти ответы на вопросы: все ли товары с загрязненных радионуклидами территорий, безопасны, как убедиться в безвредности потребляемой пищи и почему нельзя измерять радиацию в продуктах бытовым дозиметром?
TUT.by ввел отдельную рубрику «Чернобыльская трагедия» [5]. В нем довольно много материалов, среди которых выделяется репортаж «Земля Ключинских» [6]. Снежана Инанец и Дмитрий Брушко несколько дней провели в зоне отчуждения и пообщались с местными жителями, семейной парой, которая отказалась от переселения:«Ключинские помнят время, когда в их деревне была сотня дворов, да и во всей округе кипела жизнь. Теперь здесь людно только раз в году – когда в загрязненную радиацией зону можно попасть без пропуска. На Радуницу дверь в доме Ключинских почти не закрывается. Но когда гости задают по привычке вопрос: "Ну что, когда уезжать будете?", Николай Ключинский злится: – Я тады начынаю ругацца, панімаіш? Паехаў? Харашо ты там жывеш? Ну і жыві! Жывіце. А мяне не прыглашайце».
«Беларуский журнал» сделал тему аварии на ЧАЭС центральной и дал подборку аналитических текстов, одновременно приоткрывая завесу тайны над еще одним событием в белорусской истории в тексте Северина Квятковского «Ядерный взрыв в Беларуси: загадка Ольманских болот» [7]: «Неоспоримый факт, про который почти не вспоминают: в 1961 году в Столинском районе Брестской области вблизи от Мерлинских хуторов зафиксирована резкая вспышка радиоактивности. Событие засекла та же самая шведская станция слежения, которая четверть столетия позже «поймала» радиацию в Чернобыле. В 1961 и 1962 годах с территории Столинщины, а конкретно – с Ольманских болот, выселили несколько тысяч человек. Это жители Мерлинских хуторов, размещавшихся в северо-восточной части самых больших болот Европы».
Традиционными онлайн-репортажами с «Чернобыльского шляха» обошлись в этот раз «Народная воля» [8] и «Еврорадио» [9].
«Наша Ніва» воспользовалась всем потенциалом свои визуальных журналистов и кроме общего репортажа [10] отдельной рубрикой дала атрибутику [11] «Чернобыльского шляха».
Разумеется, не обошли стороной белорусские независимые медиа и традиционную поездку Лукашенко в загрязненные районы. Впрочем, все заявления главы государства можно было прочитать в одной ленте государственного информационного агентства БЕЛТА.
В целом, 29-летие крупнейшей техногенной катастрофы в истории человечества в Беларуси прошло в «спокойной деловой атмосфере»: шлях шел своим чередом, президент летел своим маршрутом, АЭС в Островце то ли строилась, то ли уже не очень…