Редко, но так бывает. Проводишь журналистское расследование, многое узнаешь, но потом словно упираешься в невидимую стену – никаким образом не можешь довести его до конца, докопаться до реальной подоплеки произошедших событий. Останавливаешься на том, что сделал.
Потом, много лет спустя, возвращаешься к незаконченному делу – и с ужасом понимаешь, что за прошедшее время оно совершенно не стало хоть немного более ясным. Но к этому делу все равно нужно возвращаться – просто потому, что оно связано с загадочной смертью нашего коллеги.
Приехать в Молодечно и умереть
Это было, наверное, самое странное дело 2002 года. 44-летний Михаил Коломиец, журналист и соучредитель одного из крупнейших информационных агентств Украины – «Украинские новости» – 21 октября неожиданно исчезает из своего офиса в Киеве. Позже станет известно, что он отправился в Беларусь, где у него не было ни родственников, ни друзей, ни знакомых. А уже 30 октября он был найден повешенным в лесопарковой зоне вблизи Молодечно. Впрочем, опознали его лишь почти месяц спустя. Белорусские правоохранители не нашли в произошедшем никакого криминала, посчитав случившееся обычным самоубийством. (Впрочем, было и особое мнение – я о нем расскажу.) Но вопросов во всем этом деле до сих пор намного больше, чем ответов на них.
30 октября 2002 года дачник, который собирал грибы в лесу под Молодечно, обнаружил труп мужчины, висевшего в петле на дереве. Милиция была озадачена: погибший был хорошо одет и производил впечатление успешного при жизни человека. И он был явно не из Молодечно – это не настолько большой город, чтобы подобного человека там не знали. При погибшем не было никаких документов, не было и предсмертной записки, и каких-либо документов или вещей – не считая тех, что были на покойном. А на нем была дорогая куртка и часы стоимостью более 300 долларов – но почему-то не было обуви.
Более двух недель Михаил Коломиец числился как неизвестный. Судебно-медицинская экспертиза установила, что смерть мужчины наступила в результате сдавливания шеи петлей при повешении. Признаков насилия или причастности других лиц к смерти неизвестного обнаружено не было – так сказано в протоколе. Поскольку первая судмедэкспертиза показала самоубийство, уголовное дело не возбуждалось.
14 ноября Молодечненская межрайонная прокуратура выдала разрешение на захоронение неопознанного трупа. Но уже через четыре дня тело эксгумировали – к тому времени из Киева в Минск, а из Минска в Молодечно пришла информация о том, кем может оказаться этот человек. Вскоре приехавшие в Молодечно мать и подруга опознали Коломийца. Странный момент: молодечненские милиционеры сохранили одежду покойного для дальнейшего опознания, но перед похоронами не сняли с руки достаточно дорогие часы.
Когда стало понятно, что тело принадлежит Михаилу Коломийцу, белорусская сторона действовала быстро. Тело было оперативно переправлено в Киев, а начальник пресс-службы МВД Беларуси Дмитрий Партон заявил: «На нашей территории криминала не произошло. Это было самоубийство, и для родственников журналиста это не явилось какой-то большой неожиданностью». Действительно, на опознание тела киевляне приехали на своем автомобиле, уже с гробом и вещами для покойного. То есть они не сомневались, что в Молодечно найдут именно Михаила. И это – еще одна странность.
Однако чего начисто нет во всей версии с самоубийством – это логики. Попробую провести аналогию. Представьте, что вы – совладелец коммерчески успешного белорусского информагенства. Но вас настигла деперессия, и жизнь уже не мила. Скажите, вы, чтобы повеситься, поедете, скажем, в Тернополь? Будете жить там три дня в гостинице, прежде чем исполнить задуманное? Правильно, нет.
Украинское издание «Факты», проводившее собственное расследование смерти Коломийца, цитировало [3] той осенью президента Лиги экономических журналистов Украины Михаила Кухара: «Ему должна была грозить очень серьезная опасность, и он, наверное, решил исчезнуть, чтобы не стать объектом угрозы или “проводником” шантажа. У нас есть ряд версий, однако ни к одной из них мы однозначно не склоняемся. Три уже отброшены. Первая – версия о самоубийстве – отметается нами как полностью несостоятельная. Вторая – политическая: агентство не было оппозиционным, никакая информация, опубликованная за последний месяц, не может рассматриваться даже как повод для политического давления. И третья версия, которую мы тоже отбрасываем – это разборки между совладельцами агентства. Самый большой вред убийство Миши Коломийца нанесло именно этим людям. Они строили огромнейшие совместные планы, ключевую роль в которых играл Коломиец. Весь коммерческий механизм организации был замкнут на нем, вплоть до банковского счета. Это был бы стопроцентный экономический выстрел по агентству».
Как все происходило
Следователи прокуратуры Киева (она возбудила дело о доведении Коломийца до самоубийства), опросив множество свидетелей, восстановили хронологию последней недели жизни Коломийца.
21 октября 2002 года Михаил Коломиец последний раз появился в своем офисе. По свидетельству сотрудников, первую половину дня он работал в обычном режиме, но после обеда внезапно исчез. Его мобильный телефон не отвечал. Позднее выяснится, что перед уходом Михаил стер многие файлы на своем компьютере.

22 октября примерно в 16.30 он вызвал такси, приехал на нем на вокзал и сел в поезд Киев-Минск, отбывающий в 18.06. В 21.11 Коломиец пересек белорусскую границу (сигнал его мобильного был подхвачен белорусской сетью, и как раз в это время на него поступил входящий звонок).
Утром 23 октября Михаил Коломиец сошел с поезда на вокзале Минска. Где он провел следующие почти двое суток – неизвестно.
Примерно в полдень 25 октября Коломиец прибывает в Молодечно и в 13.00 заселяется в гостиницу. Пока – на один день. Одновременно 25 октября в Киеве милиция начинает негласное расследование и поиски журналиста.
26 и 27 октября Коломиец живет в гостинице, дважды продляя срок пребывания.
28 октября Коломиец выписывается из гостиницы и покидает ее. В этот же день на сайте «Украинских новостей» появляется сообщение об исчезновении главного редактора агентства. Заместитель генпрокурора Украины Виктор Шокин на пресс-конференции говорит, что в Генпрокуратуру не поступало заявление по поводу исчезновения журналиста.
29 октября Коломиец объявляется в розыск по Центральной и Восточной Европе по линии Интерпола. К тому моменту украинские правоохранители уже знают, что Коломиец находится в Беларуси.
30 октября его труп находят в лесопосадке дачного поселка «Горизонт» возле Молодечно.
По следу событий
Я отправился в Молодечно, чтобы попробовать самому разобраться в произошедшем. Та поездка оставила сильное впечатление, хотя в городе я был далеко не в первый и не в последний раз. Но тогда меня поразила открытость и смелость молодечненцев. Впрочем, обо всем по порядку.
Приехав в Молодечно в начале декабря 2002-го, я сразу отправился в одноименную гостиницу – туда, где провел свои последние дни Михаил Коломиец. Меня очень удивило, что сотрудницы на ресепшене гостиницы пошли мне навстречу абсолютно во всем. По моей просьбе отыскали карточку постояльца, которую заполнял Коломиец, и сразу сделали для меня несколько ее ксерокопий. (Интересно, почему ее не изъяла милиция и не приобщила к делу?)

Как видно в карточке постояльца, Коломиец сперва заселился на одни сутки, а потом дважды продлял свое пребывание. Как будто кого-то ждал.
Также по моей просьбе сотрудницы гостиницы заселили меня в тот самый номер, в котором жил Коломиец – без проблем. Обычный скромный номер провинциальной белорусской гостиницы. И только один забавный момент. Ровно через 30 секунд после того, как я зашел в номер, зазвонил стоящий на тумбочке у кровати телефон. «Молодой человек, вы бы не хотели в нашем городе приятно провести время с красивыми девушками?», – осведомился бархатистый женский голос. «Нет, спасибо», – отвечаю. Бархатистый голос сделал драматическую паузу, после чего поинтересовался: «Вы что, государственный чиновник?». «Нет, но я тут ненадолго и с другой целью», – закончил я разговор.
Конечно, вряд ли белорусские путаны имеют отношение к смерти Коломийца. Просто, что называется, прочувствуйте атмосферу.
Позднее сотрудницы гостиницы рассказали мне много интересного. По их словам, украинский журналист был очень скромным, вежливым и улыбчивым, одет был аккуратно и неброско, впечатления сильно богатого человека не производил. Гости к нему в номер не приходили. Он выписался из гостиницы 28 октября в 9 утра. «Сказал, что ему пора уезжать, сдал ключи, забрал паспорт и ушел. Все совершенно спокойно, буднично, ничто никаких подозрений не вызывало», – рассказала одна из сотрудниц.
Ранее, еще 19 ноября 2002-го, первый замначальника главного управления уголовного розыска МВД Беларуси Игорь Леонович заявил, что проведенная белорусскими специалистами судмедэкспертиза тела Михаила Коломийца подтвердила версию самоубийства. По мнению Леоновича, озвученному публично, причиной самоубийства Коломийца, скорее всего, стала депрессия.
Однако прокурор Молодечненской межрайонной прокуратуры Геннадий Вешторт, с которым я встретился на следующий день, имел свое собственное особое мнение по поводу всего произошедшего.

Он рассказал мне, что после эксгумации из тела Коломийца были повторно изъяты части внутренних органов – для проведения их тщательного анализа. Эксперты пытались выяснить, имело ли место, скажем, отравление газом, лекарственными препаратами или токсическими веществами; также определялось наличие алкоголя. По всем пробам результаты – отрицательные. Еще ранее, в ходе первой экспертизы (сразу после обнаружения тела 30 октября), на теле не было обнаружено никаких синяков, повреждений или внутренних травм.
Вот еще выдержки из взятого мною тогда интервью. «30 октября 2002 года в 15 часов 40 минут в Радошковичское отделение милиции Молодечненского РОВД поступило сообщение об обнаружении трупа неизвестного мужчины, покончившего жизнь самоубийством через повешение в петле в лесном массиве вблизи садоводческого товарищества «Горизонт», расположенного около деревни Вязынка. Из заключения судебно-медицинского эксперта следует, что смерть неустановленного мужчины наступила вследствие сдавления органов шеи петлей при повешении. Признаков насилия либо признаков причастия других лиц к смерти повешенного мужчины в процессе судебно-медицинской экспертизы, в процессе прокурорской проверки не установлено, – рассказал Геннадий Вешторт. – При опознании [по фотографиям] родственники убедительно высказались о том, что неизвестный мужчина является именно Коломийцем Михаилом Петровичем. При опознании трупа это мнение было подтверждено. Опознание производилось матерью умершего и его гражданской женой в последнее время. Повторное судебно-медицинское исследование трупа, которое проводилось комиссионно, подтвердило выводы предыдущей судебно-медицинской экспертизы. … Я беседовал с матерью умершего, и должен сказать, что это мужественная женщина, которая стойко перенесла произошедшее. Она охарактеризовала своего сына как достаточно мужественного, уверенного в себе человека, который мог, умел, знал, как достигать поставленные перед собой цели. Для нее тоже остаются загадкой причины его пребывания на территории Республики Беларусь, возможные контакты здесь. Пока она теряется в догадках. Но и она сама высказывает мнение, что если мы найдем причину его приезда сюда, в Молодечно, и вообще в Беларусь, то найдем и мотивы, побудившие его поступить именно так. К слову: по результатам экспертизы алкоголя в крови умершего обнаружено не было, то есть на момент смерти Коломиец был совершенно трезв».
В самом конце разговора Геннадий Вешторт, немного помолчав, сказал: «Я все равно не верю, что это было самоубийство. Таких самоубийств не бывает. Здесь что-то другое, но это точно не самоубийство. На мой взгляд, все свидетельствует о работе спецслужб. Правда, не совсем понятно, каких именно и какой страны».
Такое признание государственного чиновника, сделанное под диктофон, дорогого стоит. Ведь к тому моменту уже в том числе и Генпрокуратура Беларуси официально заявила, что смерть Коломийца – это самоубийство. То есть Вешторт фактически оспорил мнение собственного руководства.
Кто такой Михаил Коломиец?
В украинском медиа-сообществе Михаил Коломиец был очень хорошо известен. Он родился 20 марта 1958 года. Получил высшее образование, но в советское время зарабатывал на жизнь ремонтом квартир. И только в 1991 году занялся журналистикой. Прошел стажировку в агентстве «Рейтер», затем работал корреспондентом государственного информагентства «Укринформ», далее перешел в «Интерфакс». Он специализировался на событиях экономической тематики.

Развивая это направление, Михаил Коломиец создал подразделение «Укринформ» – «Бизнес-новости», а в 1997-м возглавил собственное агентство «Украинские новости». Первые несколько лет агентство занималось обслуживанием в основном банков и коммерческих структур. Но примерно с 2000 года «Украинские новости» резко расширили сферу своей деятельности, начав активно освещать также и политические события. После этого рейтинг агентства стал быстро расти, и в него инвестировал большую сумму киевский бизнесмен Владимир Хорошковский (он же – глава Агентства гуманитарных технологий). Взамен он получил 50% акций «Украинских новостей». А вскоре Хорошковский стал первым замглавы администрации президента Украины. Так агентство получило прямой доступ в самые высшие круги госуправления.
Благодаря этому «Украинские новости» заняли второе место в тройке ведущих украинских информагентств. Хотя амбиции Коломийца, как говорят знавшие его люди, простирались дальше – он хотел стать безусловным лидером рынка. По неофициальной информации, к середине 2002 года стоимость доли Коломийца в агентстве составляла порядка $500 тыс.
Но его личная жизнь складывалась не столь гладко. До 2002 года он жил с семьей – матерью, женой и сыном-студентом. Но в начале 2002-го Коломиец оставил семью и стал жить один, потом – завязал отношения с замужней дамой Любовью Рубан. Это именно ей он несколько раз звонил по мобильному телефону, уже приехав в Беларусь в свою последнюю поездку.
Вообще, с этой женщиной связано много непонятных моментов. Позднее в интервью «Комсомольской правде» Любовь Рубан утверждала, что по последним разговорам с Михаилом (когда он уже был в Беларуси) он поняла: Михаил собирается наложить на себя руки. «Он говорил, что устал лгать и притворяться, а свой отъезд объяснил тем, что жизнь его подошла к концу, – рассказывала Рубан. – Я не смогла его остановить. Во время последнего звонка 28 ноября он сказал, что ему предстоит очень тяжелая работа. И что-то чувство подсказало мне, что он собирается уничтожить свои документы. А потом я просила его позвонить матери. “Что я ей скажу?”, – ответил Миша. Но через четыре часа после нашего разговора все-таки связался с ней: “Мама, прости!” – и повесил трубку. С 22 числа я не спала ни одной ночи. А в ночь с 28-го на 29-е забылась. Около пяти утра мне показалось, что я услышала стук в окно. И поняла, что Миши не стало…».
Звучит все это печально-романтично, но совершенно не совпадает с показаниями ни работников гостиницы «Молодечно», ни сотрудников агентства «Украинские новости». Последние рассказывали, что всего за три дня до исчезновения Коломиец обсуждал с ними перспективы скорого расширения агентства и связанные с этим кадровые и бизнес-решения.
Правда, впоследствии Егор Соболев, шеф-корреспондент «Украинских новостей», рассказал журналистам: «28 октября получил от него единственный звонок. Это было сообщение на автоответчике, и это был его голос, насколько я могу быть в себе уверен. Он был очень напряженным, я так его могу охарактеризовать. Он сказал, что просит прощения у меня и у всех, с кем был связан по работе. Больше он ничего не объяснял и повесил трубку. Я уверен, что это был его голос, но я не могу наверняка сказать, что это звонил именно он, и что это была не запись, поскольку я не разговаривал непосредственно, это была запись на автоответчике... Она теперь у милиции».
Вопросы без ответов
- Почему на теле Коломийца, когда его обнаружили под Молодечно, не было обуви? Дорогие туфли сняли бомжи? Может быть. Но почему они не сняли дорогие часы, куртку? Или, может, туфли по какой-то причине забрали те, кто помог ему умереть – чтобы они не попали на экспертизу?
- Если это действительно самоубийство, почему нет предсмертной записки?
- Почему, заселившись в гостиницу, Коломиец дважды продлял проживание? Кого он ждал?
- Куда пропали все документы, с которыми Коломиец приехал в Беларусь?
- Что делал Михаил Коломиец в Беларуси с 23 по 28 октября?
- Какие результаты дала почерковедческая экспертиза гостиничной карточки Коломийца? Имеется ввиду психическое состояние, в котором он пребывал на момент заселения. И проводилась ли такая экспертиза вообще? Если нет – то почему?
- И главное: почему Коломиец вообще поехал в Беларусь, да еще и именно в Молодечно?
P.S.: разговор в Киеве
Много позже, уже в 2007 году в Киеве мне довелось пообщаться с одним из заместителей Коломийца – уже, конечно, давно бывшим. Попросив не упоминать его имени, он поделился своими версиями произошедшего.
- С кем Коломиец мог встречаться в Беларуси?
- Я понятия не имею. Ни личных, ни деловых контактов у него там не было. Так что это могла быть только назначенная ему встреча на нейтральной территории.
- Если речь в самом деле идет о самоубийстве, что могло стать его причиной?
- Только страх. Страх за свою жизнь, страх за близких. Но здесь самое непонятное – то, что он даже не обратился за помощью в Администрацию президента, где у него были очень хорошие связи. Почему???
- А вопрос денег не мог стать причиной?
- Нет. В плане бизнеса агентство было успешным, динамично развивалось. Про личные долги Коломийца я тоже ничего не слышал. Лично я думаю, что Михаил – вольно или невольно – стал обладателем каких-то чрезвычайно важных данных, имевших прямое отношение к высшему руководству страны. Быть может – к теневым сторонам отношений между Киевом и Москвой.
Достаточно вспомнить, что двумя годами ранее погиб известный журналист Георгий Гонгадзе. Он тоже стал обладателем некой информации, имевшей прямое отношение к президентским делам, – и ему отрезали голову в лесу недалеко от Киева.
