Mediakritika.by начинает серию публикаций, подводящих итог уходящему 2015 году. Открываем серию опросом журналистов, живущих и работающих в разных регионах Беларуси.
Коллегам мы задали всего два вопроса: назвать свой самый-самый запоминающийся, интересный или громкий материал, который они сделали в уходящем году, и самую выдающуюся, зацепившую или запоминающуюся работу, увиденную в белорусской медиасфере за последние 12 месяцев.

Зоя Хруцкая, загадчык аддзела інфармацыі «Рэгіянальнай газеты» (Маладзечна):
Я ЗРАБІЛА… Гэта шчасце, што адразу ў галаву прыходзіць некалькі работ, і ўсе яны вельмі розныя. Але я адзначаю менавіта гэтую. У нашай «Рэгіянальнай газеце» быў проста феерычны артыкул, які мне вельмі-вельмі запомніўся. У нас ёсць такая каманда - тры дзяўчыны — я, Настасся Роўда і Наталля Тур. Мы вельмі любім нейкія артыкулы рабіць разам. Гэта атрымліваецца проста неверагодна! Карацей, 8 сакавіка мы пайшлі ў тры начныя клюбы Маладзечна і паглядзелі, як і што там адбываецца. Чаго мы наглядзеліся! Наш артыкул называўся «Падарунак на 8 Сакавіка ў начным клубе “Стэлс” – засунуць руку ў трусы стрыптызёру» [3]. А яшчэ справа ў тым, што гэтыя ўстановы працавалі да 4 гадзіны ночы. І была ініцыятыва міліцыі, каб трошкі скараціць гэты час. Пасля выхаду артыкула — быць можа мы сапраўды ў гэтым вінаватыя — час працы клюбаў скарацілі на адну гадзіну. А той начны клюб, у якім была, на маю думку, такая прыніжальная забава з загалоўка, наогул ужо не працуе.
Яшчэ мы здымалі ў тую ноч відэа. І калі пасля апублікавання матэрыяла да нас прыходзілі людзі, чытачы з якімі мы бачыліся ўпершыню, яны казалі: «Ааа! Гэта вы напісалі пра 'Стэлс'!» Я не кажу, што гэты артыкул пакінуў у душы нейкае такое шчамлівае пачуццё, але ён быў нібы феерверк!
Гэтую работу адзначыла па двух прычынах. Па-першае, нават у напружанай журналісцкай працы час ад часу можна дазваляць сабе вясёлую па форме і не паверхневую па змесце работу. Па-другое, тэксты, распрацаваныя некалькімі журналістамі, найчасцей моцна выйграюць. Таму я раю калегам не баяцца сумеснай працы, таму што гэта не толькі весела, але і лепш для чытача.
Я ПАБАЧЫЛА… Тэкст [4] пра малую радзіму Святланы Алексіевіч я чытала зусім нядаўна. Ведаеце, усе ў курсе гісторыі вакол Нобеля Алексіевіч. Я лічу, самае цікавае ў маёй прафесіі — даследваць чалавека і ягоны шлях, той ланцужок, які прывёў да таго ці іншага выніку. Калі штосьці ў чалавека адбываецца, адкуль растуць ногі? Чаму чалавек прыняў нейкае рашэнне? Адкуль у яго матывацыя штосьці зрабіць?
І вось такі артыкул пра Алексіевіч. Натуральна, тое, што прыехалі на ейную малую радзіму, пагаварылі з ейнымі настаўнікамі (людзьмі, якія мусяць быць для дзіцяці маральнымі аўтарытэтамі) і тое, што мы ўбачылі — гэта мяне вельмі моцна ўразіла. Таму што ў мяне ў самой было вельмі неадназначнае стаўленне да маіх настаўнікаў. Гэта вельмі розныя людзі, сярод якіх ёсць і тыя, якіх я цярпець не магу, і тыя, якімі захаплялася, якія для мяне былі як богі. Гэта ўсё складаецца ў такую карціну, якая дапамагае табе ісці на наступную прыступку. Якая становіцца часткай твайго жыцця. І ўплывае на тое, хто ты ёсць. І тая частка, якая сфарміравала Святлану Алексіевіч, тое, кім яна стала — вось яна адлюстравана ў артыкуле.

Татьяна Плахетко, журналист «Газеты Слонімскай»:
Я СДЕЛАЛА… Мне было очень интересно писать материал «Сельчан сплотило озеро» [5]. Про эту тему мы узнали по звонку. Люди позвонили в редакцию, связались со мной и я подъехала, провела там полдня.
Как рассказали жители деревень Суринки и Раховичи, их озеро существовало более 20 лет. Когда-то это озеро сделал бывший председатель колхоза, можно сказать, своими руками. Затем сотрудники предприятия мелиоративных систем (ПМС) озеро спустили. Вместо живописного озера стало заросшее камышом и осокой болотце. Сельчане обращались к руководству хозяйства с просьбой восстановить озеро, но слышали в ответ, что денег на это нет. Тогда сельчане решили восстановить озеро своими силами, собрали деньги. Если в наше время люди не очень хотят вкладывать какие-то личные финансы, то здесь жители даже беседку своими руками делали. В тот день, когда я выезжала на место, даже маленький мальчик Максим помогал строить взрослым, носил доски и гвозди — это мило.
Еще люди боялись того, что озеро снова могут спустить. Ведь они вложили туда не только средства, но и много сил. Я связалась с заместителем председателя Слонимского райисполкома, начальником управления сельского хозяйства и продовольствия. Он оставил свои контакты и взял контакты людей, чтобы, если будет необходимость вновь спустить озеро, можно было предупредить. То есть можно сказать, что в этом материале я выступила в роли посредника между простыми людьми и чиновником, выполнила свою социальную миссию.
Я УВИДЕЛА… Моя коллега из «Газеты Слонимской» Алёна Алько сделала очень интересный материал про бомжа [6]. Это был скорее репортаж о человеке без определенного места жительства. После выхода публикации были звонки в редакцию… Но после публикации этот человек больше не захотел общаться с коллегой, хотя она хотела продолжить эту тему. Мне публикация запомнилась, потому что раньше в нашей газете таких историй просто не было.

Ольга Шуманская, корреспондент газеты «Intex-press» (Барановичи):
Я СДЕЛАЛА… Больше всего запомнился материал над которым было и приятнее всего работать. Это был портретный материал [7] о Ларисе Сартаковой - женщине, благодаря которой в Барановичах существует театральная жизнь. У нас в городе нет профессионального театра и на ее интересе, на ее любви к театру, на ее способности преподавать в Барановичах раскрутился любительский театр «Параллель». Сейчас он состоит из нескольких поколений актеров. И благодаря ей у нас был основан театральный фестиваль, на который ежегодно приезжают около 20 театров из 5 стран мира. Продуктивность ее энтузиазма очень впечатляет.
Сначала у нас с героиней была первая встреча. Я планировала, что это будет обыкновенный портретный материал с вопросами и ответами, рассказами о жизни. Но получилось совсем не то, что нужно, чтобы показать человека читателю. Тогда мы договорились встретиться еще раз. Выбрали формат «Правила жизни» - предлагала начало предложения, она его заканчивала. Лариса Сартакова восприняла это как игру, очень легко. Я себя не ограничивала в вопросах, героиня себя в ответах. А когда у меня закончились вопросы, было видно, что она готова и дальше отвечать.
Писать текст было очень легко и поразительно интересно! Не пришлось что-то придумывать, выдавливать из себя. Наоборот — было слишком много всего интересного, пришлось что-то сокращать и сжимать. Читатели отозвались, по соцсетям пошли гулять ссылки на материал. Нашелся отличный формат под прекрасного героя.
Я УВИДЕЛА… Первое, что приходит мне на ум - «Бестактность наших дней» [8] на KYKY.ORG. Я его прочитала сразу, как только он появился, и сразу начала рассказывать о нем коллегам и друзьям. Потому что мысли изложены очень хорошо. У всех бывают такие вопросы, все оказываются в описанных ситуациях — это хорошо сформулировано.
Я недавно перечитывала текст, и мне понравилось, что он пошел гулять по соцсетям. В лентах новостей Вконтакте и Фэйсбуке он появляется снова и снова. Им только со страницы сайта KYKY поделилось более 16 тысяч человек. Написать такой текст, который будет жить самостоятельной жизнью, и жить не день или неделю, как обычный интернет-текст, а почти год - я считаю, это очень круто!

Виктория Дашкевич, журналист-фрилансер (Витебск):
Я СДЕЛАЛА… Я работала в газете «Витебский проспект», которая была закрыта в январе уходящего года, потому что не выдержала конкуренции. Это было частное издание, и оно просто перестало приносить ожидаемую прибыль.
Материал, про который хочу рассказать, был одной из последних публикаций в закрывающейся газете. У меня было интервью с раввином Витебска. Наш город до войны вообще был таким еврейским городком, где до 70% населения составляли евреи. И пришла в голову идея: «Черт возьми, если у нас так много евреев, должен же быть раввин? И что этот раввин из себя представляет?» Как оказалось по ходу интервью, мы в этом деле очень несведущи. Причем в Витебске очень мало евреев, которые себя так позиционируют, которые ходят в синагогу и чтут традиции. Большинство ассимилировалось и отошло от традиций своих предков. Поэтому я думаю, что рассказанное было интересно не только славянам, но и самим евреям. А он рассказывал очень интересные вещи: о кошерной еде, о синагоге, о чем говорит Тора… То есть, о таких вроде бы понятных вещах, но о которых все-равно никто не знает.
Над этим интервью я работала очень долго, больше двух недель. Очень помог муж — у него много интересных знакомых, среди них бросили клич: «Ребята, о чем спросить раввина?» И это было здорово, к интервью меня готовили совершенно разные люди. Затем я пошла общаться и на выходе получилось 4 часа чистых аудиозаписей. Оставалось уместить это в 9 тысяч символов, в одну полосу... После выхода материала газета вместе с сайтом очень быстро закрылись и получить фидбэк от читателей, увы, не получилось.
Я УВИДЕЛА… Есть два белорусских автора за публикациями которых я всегда слежу. Это Александр Класковский и Максим Жбанков. Выделю аналитику [9] Класковского о российской авиабазе на территории Беларуси. Моим женским мозгам настолько это все было понятно! Я люблю читать Класковского, потому что он очень доступно пишет. Не нужно быть сями пядей во лбу, чтобы читая его статьи понять даже сложнейшую тему.

Наталля Тур, журналістка «Рэгіянальнай газеты» (Маладзечна):
Я ЗРАБІЛА… Мне запомніўся матэрыял [10] пра талоны ў паліклініку. Я рабіла, можна сказаць, раследванне, якое выклікала вялікі грамадскі рэзананс . Я сама ўставала ледзь не а палове на пятую раніцы, пёрлася ў паліклініку. У першы дзень мне не хапіла талонаў. Прыйшла на другі дзень і толькі тады трапіла да доктара. З гэтага адбыўся матэрыял і цяпер у Маладзечна можна ўзяць талоны на прыём загадзя. Публікацыя паўплывала на сітуацыю.
Я ПАБАЧЫЛА… Зусім нядаўна ў нашай газеце быў матэрыял [11] Настассі Роўды пра хлопца з 51 памерам нагі. Ён прасіў: «Памажыце мне знайсці абутак!» Гэты артыкул расшарылі ўсе хто мог: TUT.BY, Наша Ніва і іншыя. І цяпер у нашай рэдакцыі абрываюцца тэлефоны: «Я ведаю, дзе ўзяць! Два сыны з такімі ж памерамі ног...», «Я ведаю, дзе зрабіць! У мяне такая ж сітуацыя!» і гэтак далей. Гэта прышпільна-сацыяльны матэрыял.

Леонид Юрик, фрилансер (Глубокое):
Я СДЕЛАЛ… Осенью мы сняли сюжет [12] про кладбище. Я считаю, что это была моя самая интересная работа. Этот сюжет опровергает тезис о том, что чиновникам постоянно нужно руководить нашими людьми, мол, сами они ничего сделать не могут. Материал рассказывает об инициативе молодого ксендза Андрея Кулика, который смог организовать облагораживание заброшенного кладбища в деревне Дерковщина. Раньше там все было поросшее лесом, местные алкоголики приходили выпить тайком от начальства. Мы специально делали этот репортаж, чтобы дать пример другим: можно что-то делать свое, не обязательно надеяться на власть.
После выхода сюжета я слышал разговоры о том, что в других местах тоже собираются сделать подобное. Кладбище — это вообще больная тема в Беларуси, у нас очень много заброшенных захоронений. Например, в Прибалтии могилы постоянно убираются, чистятся. А у нас считается так: не мое, значит и не нужно этим заниматься.
Я УВИДЕЛ… Запомнились материалы о конфликте [13] вокруг строительства церкви на озере Болдук, недалеко от деревни Лынтупы. Там очень большой резонанс [14]: во-первых, строительство церкви нарушает экологический баланс озера; во-вторых, православную церковь хотят построить в том районе, где нет ни одного православного человека. У нас, в Глубоком, как раз и проходили суды между хозяевами строительства и экологами. Чтобы написать об этой истории моим коллегам пришлось очень много работать — одни суды сколько ресурсов потребовали! То есть, внимание журналистов помогает не спустить это дело на тормозах.
КОЛЛЕГИ, ДЕЛИТЕСЬ В КОММЕНТАРИЯХ ПОД СТАТЬЕЙ ССЫЛКАМИ НА СВОИ ЛУЧШИЕ РАБОТЫ И НА РАБОТЫ КОЛЛЕГ, КОТОРЫЕ ВЫ СЧИТАЕТЕ «САМЫМИ-САМЫМИ»!
