Когда из страны высылают иностранного дипломата, уличенного в неких неприглядных делах (обычно шпионаже), – это, в принципе, нормальная и не очень редкая практика. Когда в ответ высылают дипломата той страны, которая «начала первой», – это тоже обычная практика.
Когда из страны высылают иностранного журналиста, который «неправильно освещал события», занимался не журналистикой, а пропагандой и провокациями, – такое тоже случается. Но чтобы журналиста лишали аккредитации и высылали из страны «в качестве ответной меры», – такого на моей памяти еще не было.
Москва vs. Варшава
Надо сказать, что МИД России за последние пару лет – пока длится конфликт в Украине и раскручивается спираль взаимных санкций – умудрился очень много раз поставить себя в, скажем так, дурацкое положение. Про Джейн Псаки уже все и забыли – сегодня объекты журналистского стеба – Сергей Лавров, Виталий Чуркин и их подчиненные. Причем их подчиненные под занавес 2015 года смогли устроить скандал, который автоматически настроил против российского МИДа журналистское сообщество.
Речь идет о череде событий, которые в итоге привели к тому, что свой корпункт в Москве решила закрыть ведущая польская газета – Gazeta Wyborcza. 18 декабря представители МИД России объявили, что журналист польской Gazeta Wyborcza Вацлав Радзивинович лишается аккредитации [3] в России и должен покинуть страну в течение месяца. В тот же день пресс-секретарь МИД Польши Артур Дмоховский заявил, что его ведомство считает «безосновательным» решение российской стороны лишить журналистской аккредитации корреспондента Gazeta Wyborcza.
Вся эта история на самом деле началась с того, что МИД Польши 24 октября 2014 года аннулировал журналистскую аккредитацию внештатного корреспондента МИА «Россия сегодня» Леонида Свиридова, который работал в Варшаве с 2003 года. Сам Свиридов на своей странице в Facebook тогда так прокомментировал произошедшее (цитирую без купюр): «Получил гранату. Причем абсолютно безосновательно. Что всё сие означает – до сих пор неясно. И чем закончится это говно – тоже непонятно. Остаётся только пить таблетки от давления (ибо уже 180 на 110)».
После того как российский корреспондент был лишен аккредитации, польские власти начали административную процедуру лишения Свиридова вида на жительство. Управление по делам иностранцев Польши 18 ноября приняло окончательное решение об аннулировании вида на жительства в республике. 13 декабря 2014-го Свиридов прилетел в Россию.
Аккредитация Свиридова 11 лет ежегодно продлевалась в МИД Польши, в последний раз документы были оформлены в январе 2014 года. В октябре 2014-го Агентство внутренней безопасности (ABW) выступило с представлением в МИД Польши о ее аннулировании. Тогда гендиректор «Россия сегодня» Дмитрий Киселев заявил, что Варшава должна объяснить причины отмены аккредитации. Главный редактор «Россия сегодня» Маргарита Симоньян заявила, что Свиридов будет судиться с польскими властями через адвоката. А в МИД России заявили, что польские власти преследуют Леонида Свиридова за его профессиональную деятельность, что идет вразрез с международными обязательствами Польши.
Между тем, в профессиональном сообществе, похоже, никто всерьез не считал Свиридова «жертвой властей». Скорее, наоборот, – его называли «не журналист, а провокатор». Сужу по личному общению с зарубежными коллегами. Но об этом косвенно свидетельствует и то, что в 2006 году Свиридову отказали в аккредитации в Чехии – местные СМИ обвинили его в шпионаже.
Польскому Информационному радиоагентству (http://radiopolsha.pl/6/136/Artykul/185379 [4]) удалось неофициально выяснить, что, по данным Агентства внутренней безопасности Польши, нет неоспоримых доказательств того, что Свиридов занимался шпионской деятельностью. Однако, по информации польских спецслужб, деятельность внештатного корреспондента МИА «Россия сегодня» «выходила за рамки журналистских обязанностей» и власти подозревают Свиридова в «странных бизнес-связях» и лоббизме.
По информации польского журнала «Wprost», ранее Леонид Свиридов организовывал поездки журналистов из Польши в Россию, за которые платила российская химическая группа «Акрон». Именно эта компания хотела купить стратегически важную для Польши «Группу Азоты». А «Белорусский партизан» напоминает [5], что Леонид Свиридов – родом из Беларуси. Он закончил Белорусский политехнический институт. Начинал работу журналистом тоже в Минске; несколько лет был корреспондентом ВГТРК в Беларуси, после чего перебрался в Прагу.
«Месть – блюдо, которое нужно подавать холодным», гласит старинная мудрость. Похоже, в МИД России так тоже считают. Прошло больше года, и директор департамента информации и печати МИД России Мария Захарова заявила [6], что высылка польского журналиста из России стала симметричной мерой в ответ на лишение аккредитации и вида на жительство российского журналиста Леонида Свиридова. «Российская сторона, в соответствии с законодательством предприняла симметричные меры, и на основе принципа взаимности лишила аккредитации МИД работавшего в России журналиста из Gazeta Wyborcza Вацлава Радзивиновича. Причина проста – это сделано исключительно на основе принципа взаимности. С сегодняшнего дня польский корреспондент не имеет права работать в качестве журналиста на территории Российской Федерации, – сказала Захарова. – Эта вынужденная мера – не наш выбор. Но зарубежные коллеги должны понимать последствия безосновательных гонений на российских журналистов».
Вообще-то до сих пор «на основе принципа взаимности» из стран обычно высылались заподозренные в шпионаже дипломаты. А чтобы «симметрично» высылали журналистов – лично я о таком не слышал. Другая странность: Польша лишила аккредитации Свиридова как корреспондента российского государственного агентства, тогда как Радзивинович представляет частное СМИ.
Сам Вацлав Радзивинович заметил, что, по его мнению, неудовольствие МИД России вызвало его замечание на брифинге Марии Захаровой, когда речь зашла о сносе памятника генералу армии Ивану Черняховскому в польском городе Пененжно. Тогда Радзивинович заявил, что удивлен реакцией России на снос памятника в Польше в то время, как в российском Калининграде многие памятники времен Второй мировой войны находятся в неухоженном состоянии.
Дальше дискуссия шла уже в духе диалога базарных торговок. Радзивинович в связи с лишением аккредитации потребовал встречи с представителем дипведомства РФ и даже пригрозил подать в суд. Мария Захарова ответила [7] ему: «Дорогой Вацлав, встречаться со мной надо было раньше – например, можно было бы, хотя бы изредка, приходить на брифинги официального представителя МИД или на еженедельные встречи с иностранными корреспондентами, которые мы проводим со всеми аккредитованными в России журналистами. Или общаться онлайн. Вас же я видела и слышала всего один раз, если мне не изменяет память – 17 сентября, когда Вы пытались расширить мой кругозор рассказом о преступлениях генерала Черняховского. … Не скрою, Ваша точка зрения вызвала у меня внутренний протест, а у многих россиян – очень эмоциональную реакцию. Это было больше похоже на политический манифест, нежели на вопросы корреспондента. Не менее странным показалось и то, что Вы, игнорируя брифинги, пришли именно на этот, который проводился в день демонтажа памятника генералу Черняховскому, о чем польские власти российскую сторону не уведомляли».
Дальше – больше. В некрасивую дипломатическо-журналистскую перебранку вовлекли даже кошку Вацлава. И опять постаралась Мария Захарова, рассказавшая публике, что «Кошку зовут Маруся, сокращенно Мася, и питается она халяльным мясом. Прожила с хозяином с 2009 г. и наверняка планировала на определенном этапе стать пани Марысей (ох уж эти доверчивые русские кошки!)». Кому не слишком противно – тот может почитать этот трэш [8] сам.

Вацлав Радзивинович и Мария Захарова
В свою очередь, ведущий «Эхо Москвы» Сергей Пархоменко напомнил [9], что Радзивинович не только считается одним из самых известных в Польше журналистов, пишущих о России. Он автор книги «Россия – Гоголь во времена гугла». По версии Пархоменко, «На самом деле выгоняют Радзивиновича, похоже, за другое: главный редактор и один из совладельцев "Газеты Выборчей" – знаменитый Адам Михник. Он только что выпустил в России маленькую книжечку. Она маленькая, да едкая: вся состоит из диалогов с Алексеем Навальным на злобу дня. А злоба у нас – сами понимаете, про кого и про что».
Мне удалось поговорить с Вацлавом Радзивиновичем – помог коллега, собкор Gazeta Wyborcza в Беларуси Анджей Почобут. Однако Вацлав заявил, что вообще не хотел бы что-то комментировать до того, как вся эта история завершится.
«Пока я здесь, в России, я бы не хотел давать комментарии. Потому что они (МИД РФ) реагируют на это не то что нервно – истерически, скажем так. Давайте договоримся, что когда все это завершится, я с вами поговорю уже из Польши, – сказал Вацлав Радзивинович «Медиакритике». – А сейчас я решил не давать никаких комментариев, поймите меня. Я просто хочу взять свое животное и уехать с ним, чтобы его не отняли у меня. А они пускай возвращаются к хорошему психическому здоровью».
Ниже я приведу много примеров того, как из разных стран в разное время высылали журналистов. Заметьте: только в одном случае «обиженная» страна выслала журналистов в ответ. Так что МИД России, похоже, взял пример с коллег из Ирака.
Мировой опыт
13 февраля 2003 года Госдепартамент США обязал корреспондента иракского информагентства INA Мохаммеда Хасана Ал-Лави в течение 15 дней покинуть страну «в связи с деятельностью, наносящей ущерб США». Власти Ирака в ответ выдворили из страны четверых работников корпункта телекомпании Fox.
25 марта 2003 года Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) лишила аккредитации журналистов катарской телекомпании Al Jazeera, объяснив решение тем, что каналу «не хватает ответственности» в освещении торгов. На следующий день компании было отказано в аккредитации на NASDAQ. Руководство канала потребовало от властей США «обеспечить свободу СМИ». Аккредитацию восстановили через месяц.
4 апреля 2004 года Израиль выдворил двух журналистов спутникового телеканала Abu Dhabi TV, обвинив их в необъективности при освещении событий на палестинских территориях. Власти ОАЭ осудили действия Тель-Авива как нарушающие международные нормы и права на свободу информации.
20 мая 2005 года из Кубы был выслан корреспондент итальянской газеты Corriere della Sera Франческо Баттистини, планировавший пойти на встречу с представителями кубинской оппозиции, а через два дня – журналистка La Repubblica Франческа Каферри, которую обвинили в нарушении визового режима (она находилась в стране по туристической визе). Репортер объяснила инцидент своим намерением написать статьи о местных диссидентах.
12 января 2008-го власти Пакистана выслали [10] из страны журналиста газеты New York Times, после того, как он взял интервью у находящихся на территории страны лидеров террористической организации «Талибан». Журналист Николас Шмидель опубликовал статью, содержащую высказывания лидеров «Талибана», в приложении к газете, выходящем в конце недели. Адвокат Шмиделя сообщил, что пакистанские власти не дали никаких объяснений по поводу высылки журналиста из страны.
12 марта 2008 года власти Индонезии выслали из страны известного американского журналиста Уильяма Нессена. Формально – «за нарушение иммиграционных законов», по сути – как нежелательного свидетеля кровавого самосуда, учиненного толпой местных жителей над бывшими боевиками сепаратистского движения в провинции Ачех. Это оказалась уже третья депортация 51-летнего Нессена из этой страны.
15 апреля 2009-го Молдова выслала из страны журналиста телеканала «Румыния-1» Дору Дендю. По словам представителя министерства иностранных дел и европейской интеграции Молдовы, у журналиста была отозвана аккредитация. Сам Дендю заявил, что министерство лишило его аккредитации на основании регламента о деятельности зарубежных корреспондентов. «Этот пункт предписывает журналистам соблюдать конституцию и законы страны. Хочу сказать, что я два года работал в Молдове, всегда соблюдал все законы, за исключением разве, того, что, может быть, перешел улицу на красный сигнал светофора», – сказал он.
26 августа 2009-го Сирия выслала из страны корреспондента Agency France Press Жоэля Бассула. Власти Сирии не стали объяснять причины этого решения. Журналист AFP был вызван в МИД в столице Дамаске, где ему было предложено покинуть страну в течение 12 часов. AFP связывает решение Сирии с цитированием пресс-конференции находившегося в то время в Дамаске министра иностранных дел и сотрудничества Испании Мигеля Анхеля Моратиноса.
11 мая 2013 года, накануне парламентских выборов в Пакистане, МВД страны приказало уехать из страны журналисту из США Деклану Уолшу – главе бюро газеты New York Times в Исламабаде. «Настоящим документом сообщаем, что ваша виза аннулируется в связи с проводимой вами нежелательной деятельностью. Вам рекомендуется покинуть страну в течение 72 часов», – говорилось в письме пакистанского МВД. Редакция New York Times в своем заявлении выразила решительный протест касательно высылки Уолша и потребовала от властей Пакистана отказаться от такого решения.
21 марта 2014 года корреспондент программы «Вести» на канале «Россия 1» Александр Бузаладзе решением властей Украины выслан из страны.
3 октября 2015 года таможенная полиция аэропорта Кишинева не пропустила съемочную группу российского телеканала НТВ и выдворила журналистов из страны. «Корреспондент Евгений Зуев, оператор Сергей Коренков и звукооператор Владислав Петров прилетели в Молдову по редакционному заданию программы «Сегодня». В аэропорту журналистов задержали представители таможенной полиции. После опроса журналистов выдворили из страны под формальным предлогом отсутствия у них разрешения от Минпечати Молдовы», – сообщила пресс-служба НТВ.
В декабре 2015 года власти Китая сообщили, что французской журналистке Урсуле Готье, которая критиковала положение мусульманского уйгурского меньшинства в КНР, предписано покинуть [11] страну до 31 декабря. Публикация Готье, корреспондента журнала Nouvel Observateur в Китае, в которой говорится, что Пекин использовал теракты в Париже для оправдания подавления уйгуров, вызвала гнев китайских властей и кампанию осуждения в государственных СМИ.
Урсула Готье рассказала западным информагентствам, что китайское Министерство иностранных дел попросило ее изменить свои сообщения и извиниться. МИД Франции выразил сожаление: «Франция хотела бы напомнить, как важно для журналистов иметь возможность работать везде в мире».
9 декабя 2015-го турецкие правоохранители задержали, а затем депортировали из Турции российских журналистов телеканала «Россия 1». Сообщалось, что съемочная группа телепрограммы «Специальный корреспондент» телеканала «Россия 1» была задержана неизвестными лицами в штатском неподалеку от границы с Сирией.
Журналистов доставили в полицейский участок, где сотрудники правоохранительных органов сообщили им об их скорой депортации в связи с «нарушениями правил деятельности иностранных журналистов в Турецкой Республике». Ранее было объявлено, что Турция ввела новые правила для российских журналистов, работающих на территории страны: они должны представлять в посольство официальные письма от руководства СМИ с указанием цели визита, места и сроков посещения.
Белорусский опыт
24 марта 1997 года за систематическую «дезинформацию общественного мнения» лишен [12] аккредитации в Беларуси корреспондент НТВ Александр Ступников. 31 марта журналист, согласно требованию управления паспортно-визовой службы белорусского МВД, покинул территорию страны.
В июле 1997 года в Беларуси по требованию Александра Лукашенко был лишен аккредитации и арестован [13] руководитель корпункта ОРТ Павел Шеремет. В августе аналогичные меры были приняты к еще одной съемочной группе канала, членов которой обвинили в нарушении белорусско-литовской границы при съемках сюжета. Павел Шеремет провел в тюрьме Гродно 74 дня и был освобожден после личного вмешательства президента России Бориса Ельцина. Членов второй группы освободили после уплаты штрафов.
В июне 2003 года из Беларуси был выслан спецкор НТВ Павел Селин после показа репортажа с похорон Василя Быкова. Корпункт НТВ закрыли через месяц, однако с января 2004 года он возобновил работу.
В июле 2004 года Минск закрыл корпункт ВГТРК «Россия» и выслал из страны спецкора Дмитрия Петрова. Причиной стал репортаж об акции белорусской оппозиции.
В ноябре 2010 года в Беларуси лишили [14] аккредитации корреспондента радиостанции «Голос России» Евгения Огурцова. Власти объяснили это тем, что журналист работал в стране без разрешения. Сам же Огурцов утверждал, что стал жертвой произвола.
В марте 2011 года гражданина России, редактора информагентства «Свобода» Александра Лашманкина лишили аккредитации в белорусском МИД. «Сегодня я зашел в МИД за карточкой, и мне сказали, что я лишен аккредитации. Оснований не объяснили и сказали завтра прийти за выпиской. Видимо, здесь не нужны такие журналисты, как я. Здесь нужны люди, которые описывают события с той точки зрения, которая выгодна для Александра Лукашенко», – сказал Александр Лашманкин. В белорусском МИД заявили, что Лашманкин лишен аккредитации «в связи с нарушением белорусского законодательства».
31 мая 2011 года власти Беларуси выслали из страны российского журналиста телеканала «Дождь» Родиона Мариничева, который был задержан 30 мая в Минске после интервью с фигуранткой дела о массовых беспорядках 19 декабря Ириной Халип. Известно, что кроме Халип журналист снимал очереди в обменник, пустые полки в магазинах и брал комментарии у местных жителей.
Журналист так это прокомментировал: «Я не снимал ни в каких госучреждениях, я приехал в Беларусь снимать частных лиц и тех людей, которые бы мне рассказывали, что здесь происходит». По его словам, сотрудники спецслужб РБ стерли запись интервью, отформатировав карту памяти на его видеокамере. Ему было предписано в течение 24 часов покинуть Беларусь, а также запрещен въезд на территорию страны в течение 5 лет.
