Четырехдневная война в Нагорном Карабахе окончена (очень хочется в это верить), но след от нее, как и шлейф нерешенного конфликта еще долго будет будоражить умы и сердца армян и азербайджанцев. Не последнюю роль в этом затянувшемся конфликте играют местные медиа и журналисты.
О том, как выглядела информационная составляющая войны в Нагорном Карабахе, со стороны Азербайджана, Mediakritika.by рассказала коллега Марьям Мамедова (имя изменено по соображениям безопасности).
«Азербайджанские СМИ показали себя во всей красе, деля информацию на «патриотичную новость» и на «новость непатриотичную». Опять в тренде стали такие выражения как «журналисты которые служат нашим государственным интересам», «журналисты которые льют воду в мельницу врага» и т.д.
Профессионализм и обьективность (основные принципы журналистики) остались в тени. И даже люди, профессионалы, которые пытались как-то напомнить журналистам об их долге, становились объектами всеобщей ненависти и насмешек.
Самым ужасным, на мой взгляд, совершенно неприемлемым для журналистики, поступком многих СМИ в Азербайджане стали пристрастность, которую именовали «патриотизмом». Многие азербайджанские СМИ нарушали принципы журналистики во всем – начиная от пристрастного заголовка как «Уничтожен негодяй-враг», заканчивая дезинформацией в стиле «Армяне искалечили трехлетнего азербайджанского ребенка». При этом они ссылалались на старые фотографии из интернета, которые не имели никакого отношения к происходившему в эти дни, и вообще не имели никакого отношения к Карабахскому конфликту.
Душераздирающая, ужасная фотография трехлетнего мальчика, которая уже год публикуется на разных ресурсах, с разными комментариями в дни войны стала предметом горячих и яростных обсуждений, так как на этот раз фотографией воспользвались местные СМИ. Ребенка представили как азербайжанского мальчика, которого смертельно ранили армянские военные.
В эти четыре дня, среднестатистический читатель прочел и увидел столько абсурдной, ничего не имеющей общего с реальностью информацию, которую в стабильное время не успел бы увидеть за год. Местные СМИ в своих новостях ссылались на туманные, призрачные источники, полками «убивали» армянских военных, «возвращали» села и города. И, конечно же, во всем этом процессе «враг трусливо отступал».
СМИ откуда-то находили странные видео- и аудиоматериалы. В них утверждалось что «враг умоляет», «наши вернули несколько городов», а через день эти материалы исчезали с их сайтов.
Еще один особенный момент информационной войны – «ссылка на вражескую прессу». Обе стороны создавали сайты на языке противника, помещали туда информацию выгодную им самим, а далее «ссылались» на «СМИ самого врага». Такие сайты позже исчезали.
«Проклятый враг», «Враг получил по зубам и был наказан», «Ничего не вышло из мужчин, армяне теперь прячутся за спиной своих женщин» - это самые безобидные заголовки из местной прессы.
К сожалению, СМИ Армении тоже не радовали обьективностью. Многие и официальные, и неофициальные СМИ Армении поделили новости в «патриотичные и непатриотичные». Даже пресс-секретарь Министерства Обороны Арцрун Ованиян совместил национальную позицию армянских СМИ с профессиональной: «Хочу особо подчеркнуть четкое и взвешенное поведение армянских СМИ, когда отдельные средства массовой информации успешно обошли информационные ловушки противника, проявив трезвую, пронациональную и профессиональную позицию, это существенный прогресс на фоне предыдущих лет...»
А вот как освещали конфликт обе стороны по версии «Настоящего времени» [3]