Если хотите увидеть, как человек теряет лицо, посмотрите комментарий [3] Павла Шеремета на мою публикацию «Аристократы духа». Казалось бы, речь шла о Светлане Калинкиной, а откликнулся наиболее рьяно именно Шеремет. Что ж, бывает: корпоративная солидарность, Калинкина - один из ведущих авторов сайта «Белорусский партизан».
Павел будет немало удивлен, если узнает, что я тоже просил администратора сайта не удалять комментарий, хотя он и содержит прямой выпад в мой адрес. Но, видимо, в том кругу, где сейчас вращается Павел Шеремет, это не считается оскорблением.
В этом меня лишний раз убедила передача «Рожденные в СССР», вышедшая 11 декабря на телеканале «Ностальгия». Павел был приглашен на «кухоньку» Владимира Глазунова и рассказывал о нелегкой своей журналистской судьбе. Вдруг раздался телефонный звонок (прямой эфир!) и некая неизвестная женщина, назвав Павла отъявленным негодяем, обвинила его во всех смертных грехах. К этому добавился видеоролик, где небезызвестный Сергей Доренко примерно в тех же выражениях и тоже бездоказательно отзывался о Шеремете.
Первым моим порывом было тут же позвонить в эту студию и дать отпор нечестивцам, оскорбляющим действительно заслуженного и талантливого журналиста. Но, к моему удивлению, Павел совсем не смутился, а напористо и агрессивно дал отповедь своим недругам. При этом он применял слово «г…но» и другие подобные из того же ряда.
Я понял, что у них там, на Москве, сейчас так принято. Но, по правде говоря, после всех тех гостей, которых я раньше видел на «кухоньке» Владимира Глазунова, встреча с Шереметом оставила ощущения грязного пятна на обоях.
Сама Светлана Калинкина отреагировала на мою публикацию в социальных сетях [4], нужно отдать ей должное: от прямых оскорблений Светлана воздержалась. Впрочем, поскольку не все принадлежат к числу ее друзей в Фейсбуке, позволю себе процитировать примечательные места из ее записей.
«Ситуация, однако. Философский, можно сказать, вопрос: надо ли вступать в споры о смысле жизни со старой девой? А если серьезно, то я хоть и журналист и в статьях матами не ругаюсь, но в обычной жизни могу хорошо послать. И подходы времен Кодекса строителя коммунизма, когда некие гуру фальшиво учили, что ты должен спать и помнить о том, что являешься примером для других и в быту, и на производстве жуть как не люблю. И если профессия запретит мне называть мудака мудаком, я просто поменяю профессию», - пишет Светлана Калинкина.
Я бы, конечно, не гордился тем, что могу послать всякого куда угодно. Но о профессии нашей нужно упомянуть действительно. Сказать, что она нелегкая — это ничего не сказать. Она выматывающая и изнашивающая человека как, может, никакая иная. Светлана уже долгие годы пишет о жестоких проблемах белорусской действительности. Пишет доказательно, ярко, публицистично. Но когда в таком режиме живешь десятилетиями, может наступить то, что называют профессиональной деформацией. Наблюдая за массовым попранием достоинства человека в нашей стране, нетрудно и самому позволить себе нечто подобное по отношению к тем, кого ты считаешь не достойным уважения.
Но беда в том, что тем самым ты впускаешь в себя троянского коня ненависти. И он начинает свою разрушительную работу изнутри.
Друзья Калинкиной в Сети, как могли, поддерживали Светлану. На что она ответила: «Не надо меня успокаивать. Мне смешно даже. Человек прочитал в Фейсбуке слово "мудак", полез в словарь искать, что оно означает и возмутился. Живой анекдот какой-то».
Конечно, анекдот. Казалось бы, спорим ни о чем. О словах каких-то. Ну, то или иное, какая разница? В российских сериалах (да и в голливудских боевиках) такое услышишь, что наш спор покажется игрой в песочнице. Но есть много людей, которые в слове видят действие и испытывают почти физическое ощущение грязи, разлетающейся вокруг.
Однако те, кто позволяет себе словесную агрессию, должны быть готовыми к последствиям. Отклоняясь от нравственной нормы, жди неизбежного возврата. Это — маятник, символ всего живого: чем больше отклонил, тем сильнее энергия обратного движения. Непостижимым сочетанием обстоятельств своей жизни человек отвечает за всё совершенное. Всегда и везде. Рано или поздно. Это кажется мистикой, но это действительно «работает». Право говорить так дают мне годы наблюдений и размышлений, в том числе и над собственными ошибками.
Сказанное напоминает какую-то проповедь, однако это действительно серьезно. Светлана вспоминает кодекс строителя коммунизма. Коммунисты, сами напуганные разгулом безнравственности, наводнившей их, коммунистический мир, сочинили парафраз заповедей, содержащихся в любой религии. Однако, не в силах признать их религиозный характер, сотворили его в виде какого-то кодекса какого-то строителя какого-то коммунизма.
На самом деле суть всех религий содержится в том самом императиве, который можно выразить немногими словами: «Не делай ничего такого, чего ты не хочешь, чтобы сделали с тобой». Аминь.
Я, конечно, не буду сражаться с женщиной Светланой. А также с мужчиной Шереметом.
Потому что я старше. А, значит, мудрее, как говаривала о себе незабвенная Фаина Раневская. Хотя, конечно, это совсем нелогичное умозаключение.
Но годы дали мне еще одно, достоверное знание: нельзя так далеко заходить за черту, которая отделяет человека от его инстинктов. Этот пароксизм ненависти, слепой и слабо мотивированной, разрушает в первую очередь самого ее носителя. Этот выплеск отчаяния и агрессии бьет по тому, кто породил его. Мне по-настоящему жаль и Светлану, и Павла, и это не лицемерие. Я не в обиде на них, потому что сами себя они наказывают более чем кого-либо.
Я просто умолкаю и не подам больше ни малейшего повода. Пусть выражаются, как хотят.
Но пусть готовятся услышать и в свой адрес. Возможно, независимое журналистское сообщество (а оно есть в нашей стране) найдет в себе силы всё расставить по своим местам.
Но также я уверен, что процесс саморазрушения — личностного и профессионального - в них уже идет. Судя по всему, очень быстро. И помешать этому никто не в силах.
Предупреждать их — бесполезно. Остановиться они не смогут, это ясно. Все больше и больше людей и явлений будут вызывать ненависть и ярость, и продолжаться это будет до тех пор, пока весь мир вокруг них не превратится в совсем уж мрачный пейзаж.
Следуя восточной мудрости, я поступлю очень просто: сяду на берегу реки времени и дождусь, когда по ней поплывут обломки репутаций людей, не сумевших сохранить себя.
Не дождусь я, дождутся другие.
И вот в этом я уверен, как ни в чём ином остальном.
От редакции:
Предваряя возможность нового витка обсуждения поднятой автором темы, редакция Mediakritika.by убедительно просит всех его потенциальных участников соблюдать правила хорошего тона и придерживаться цивилизованных методов ведения дискуссии.
Напоминаем, что Mediakritika.by открыта для публикации различных точек зрения не только в качестве комментариев под статьями, но также в качестве самостоятельных текстов в порядке ответа.
