Участников акций против интеграции с Россией судили за позицию, а не за нарушение закона о массовых мероприятиях — такой вывод можно сделать, если почитать январские новости негосударственных СМИ. Государство наказывает защитников независимости — самый частый нарратив, который встречался в новостях с манипуляциями (в 52 из 207 новостей).
Государственные СМИ в январе единогласно и однозначно поддерживали с помощью инструментов пропаганды новые законы. Чаще всего — о снижении производства пластика. Госмедиа писали, что бизнес рад нововведениям, а Беларусь — в мировом экологическом тренде.
«Государство наказывает защитников независимости»
В декабре Беларусь и Россия планировали подписать соглашение об углублении интеграции [3]. В Беларуси прошло несколько несанкционированных акций протеста, участников задерживали. В январе их судили.
Освещая суды, негосударственные СМИ акцентировали, что участники протестов защищали государственность. При этом в большинстве новостей не упоминалось, что акции были несанкционированными. В результате в текстах смещался акцент, будто власти судили не за участие в неразрешенной акции, а за позицию.
Мы не знаем, за что именно судили власти. В Беларуси судили человека с одной рукой за аплодисменты [4] на акции протеста. Были и задержания за несанкционированные катания с горки [5], и штрафы за несанкционированные велопрогулки [6]. То есть временами власти судят де-факто за позицию, а временами и по формальным причинам, блокируя любую неконтролируемую уличную активность.
Участников протестов называли защитниками независимости, будто государство наказывало протестующих за защиту суверенитета. В это же время президент Александр Лукашенко клянётся в телеэфирах, что не сдаст Беларусь [7], а главный, как его называет «Наша Ніва» [8], идеолог страны Андрей Кунцевич призывает защищать независимость «за штурвалом комбайна». Власть же тоже декларировала приверженность идее независимости.
Нарратив «государство наказывает защитников независимости» был самым частым: он встречался в 52 из 165 новостей по теме беларусско-российских отношений, содержавших манипуляции.
Нефтяной конфликт — политический или экономический?
Лукашенко 24 января в Шклове заявил [9], что россияне нас «раком поставили по углеводородам» и намекнул [10], что «Россия начала налоговый манёвр специально, чтобы надавить на Беларусь» для сдачи суверенитета.
До этого заявления конфликт Беларуси и России насчёт поставок нефти подавался [11] государственными СМИ как «разногласия субъектов хозяйствования», «ничего сложного, только бизнес». Рассуждая о причинах приостановки поставок нефти, госмедиа говорили [12] «не про углубленную интеграцию, а строго про экономику».
Акцент на экономическую сторону продолжился и после («труба дело с этими олигархами» в эфире СТВ [13] 26 января; «бизнес есть бизнес» в эфире ОНТ [14] 26 января), но в день выступления президента на ОНТ [15] появились новые нотки: «У проблемы не просто экономическая, в большей степени политическая составляющая». А 26 января ОНТ выдал и вовсе кое-что новенькое: «Разумеется, олигархический бизнес рад стараться выжать из небогатых беларусов лишнюю копейку. Но всем известно, кто в России решает. Поэтому и прокомментировать острую тему в Москве мы просили не экономистов, а политологов».
ГосСМИ известно и то, кто решает всё в Беларуси. Александр Лукашенко окончательно расставлял [15] точки над i, подключал [16] почему-то неназванные личные контакты и, по оценк [11]е журналиста, за ситуацией следил постоянно.
«Это тренд. Уйти от пластика и перейти к экологичной таре»
Государство принимает правильные законы — наиболее популярный нарратив в новостях с манипуляциями по теме изменения законодательства (34 из 44 новостей).
Чаще всего этот месседж встречался в новостях, посвящённых законам [17] о сборе и переработке отходов. Новыми законами государство стимулирует отказ от пластиковой тары. Повышение цен на товары в пластике ляжет [18] на потребителей. По мнению властей, рост цен простимулирует беларусов выбирать стекло (что, к слову, спорно [19]) и улучшит экологию.
«А ведь это тренд — уйти от пластика и перейти к экологичной таре», — выражает [20] мнение автор сюжета СТВ. А в Германии аппараты по возврату тары на каждом шагу, утверждают [21] на ОНТ, и хотя «кто-то скажет, что это возвращение к советскому прошлому, но лучше пока ничего в мире не придумали».
«Дышать планете все сложнее, — продолжает автор. — Нужны кардинальные решения. И не только на уровне государства. Изменить свой взгляд на образ жизни каждый может уже сейчас». Идея, возможно, правильная. Но задача новостей — рассказывать, а не убеждать, приправляя сюжет речевыми клише.
Оценили госСМИ и вклад президента в улучшение экологии. «Как заметил популярный Telegram-канал, этот вопрос Александр Лукашенко поднимал задолго до появления Греты Тунберг», — хвалит [22] главу государства «Беларусь 1», не уточняя источник и оценивая его как популярный (вероятно, речь о telegram-канале «Пул Первого»). Но Грета Тунберг начала школьную забастовку за климат [23] в августе-сентябре 2018 года. А в сюжете «Беларусь 1» рассказывается об экологической активности Лукашенко только в 2019 году.
«Курс на „зелёную“ Беларусь поддержан торговлей», — сообщает [24] «Беларусь 1». Правда, за всю торговлю говорит не союз предпринимателей, не бизнес-ассоциация — а одна торговая сеть гипермаркетов Green. Похожий сюжет [25] о той же сети и с тем же посылом вышел на СТВ. Альтернативное мнение, которому не нашлось места на госТВ, высказал [26] «Белсату» экономист Пётр Мигурский: с его точки зрения, изымать пластик из нашей жизни нужно постепенно, а не одномоментно, иначе можно разрушить экономику страны.
У «Белсата» же, по мнению авторов передачи «Аб’ектыў», за экологию власти взялись «нарэшце» [26], то есть запоздало.
MediaIQ [27]
Полный текст мониторинга можно посмотреть здесь [27]
