СТВ недоумевает, почему не работает государственная пропаганда. И призывает зрителей «не отсиживаться».
На днях в вечерних новостях на Столичном телевидении вышла авторская рубрика [3] журналиста Алексея Голикова «Наша правда». И пройти мимо нее не смогли даже те, кто давно не смотрит СТВ в частности, и беларусское государственное ТВ в целом.
Чем же примечателен авторский взгляд Алексея? Что такого неожиданного он сказал, от чего мороз побежал по коже? Казалось бы, обычная государственная пропаганда, к коей мы привыкли в исполнении десятков его предшественников. Здесь – добрая и ратующая за Беларусь власть, там – отморозки, предатели и политиканы.
В общем и целом – ядреная смесь из языка вражды, пропагандистских лозунгов и лишенных признаков формальной логики пассажей.
Но есть в выпуске [3] «Нашей правды» (согласитесь, очень правильное название: правда, но наша, а не общая), один важный момент, который следует отметить особо.
Журналист (а лучше все-таки сказать пропагандист) Алексей Голиков между делом сетует на зрителей, что они, такие-сякие, хотят отсидеться и не желают становиться на сторону государства.
Уж как он с коллегами не стараеся (в рубрике есть постоянные отсылки на сюжет коллеги Голикова с ОНТ Игоря Тура), а люди не «зажигаются». Закрадывается даже крамольная мысль, что пропагандистская машина забуксовала, усомнилась в своей мощи и возможностях.
«Что еще нужно вам показать, чтобы в Новой Боровой в дорогие стеклопакеты полетели булыжники?» - отчаянно вопрошает Голиков.
Там, дескать, жилье по 200 тысяч баксов и бчб-символика. А еще ненавистные (как оказалось) айтишники. Пора громить. И то, что его слова иначе как разжиганием социальной вражды назвать сложно, Голикова, кажется, вообще не смущает.
Он сам к 35 годам осознал важность "деятельного участия" в политике. И других призывает. Мол, будете отсиживаться и уповать на силовиков, вас, в хате с краю, начнут бить. Кто и зачем, Голиков не уточняет. Не исключено, что все те же силовики, которые в последнее время хватают на улицах всех без разбору.
Впрочем, даже такого рода репрессии против мирных беларусов не успокаивают протестные настроения. И Голиков с коллегами это понимают. И явно нервничают.
Похоже, у автора "Нашей правды" такая внутренняя истерика, что он отказывается от иносказаний и завуалированных посланий, коими традиционно пестрит госпропаганда. И говорит уже прямо без обиняков: «Нужно потрудиться. А конкретнее: Увидел бчб-симовлику? – Срезал! Увидел несущих негосударственный флаг – позвонил в милицию. Услышал крики «Жыве Беларусь» - и послал на звук снежок, а лучше – сто…»
Зачем? Голиков и на это отвечает открыто: «Без нашего участия политические элиты или на них претендующие не смогут устраивать грызню между собой».
А грызня властям Беларуси нужна. Неугодных и инакомыслящих нужно уже не просто успокоить, с ними нужно разобраться. При чем руками людей. Законные и противозаконные методы силовиков явно не работают. Так что мобилизуют всех.
«Нам все надоел этот бардак. Мы можем за одну ночь очистить страну от беспорядков, вражеских символов. И в стране восстановится порядок и мир», - говорит Голиков.
Давать беспристрастную оценку этим словам пропагадиста сложно, потому просто хочется напомнить Алексею и другим его коллегам, о том, что в Уголовном кодексе РБ все еще есть действующая статья 130 «Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни». И каждое его слово, приведенное выше, подпадает по ее определения.
- Умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни по признаку расовой, национальной, религиозной, языковой или иной социальной принадлежности, – наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
- Те же действия, соединенные с насилием либо совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
- Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц либо повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.
Ну и если Алексею кажется, что все это не про него, то советуем почитать про Международный трибунал по Руанде, на котором впервые в истории разбиралась роль СМИ в преступлениях против человечества. И вспомнить историю [4] «Радио тысячи холмов».
Ну или, на худой конец, посмотреть художественный фильм «Отель «Руанда».
Призывы устроить в Беларуси Хрустальную ночь и разобраться с неугодными – причем безо всяких эвфемизмов и экивоков – это не слишком удачный способ подняться по карьерной лестнице, даже если поначалу так не кажется. И точно не способ установить единство и мир в стране.
Кстати, на суде коллега Голикова из Руанды ведущая эфира Валери Бемерики заявила: «Я призывала хуту убивать тутси. Я должна была называть в эфире места, где они скрывались. Организация геноцида была очень тщательной. На всех уровнях мы получали информацию о местах их нахождения. Мы объясняли по радио, что тутси прячутся, чтобы потом напасть на хуту. Мы совершили глупость. Мы не были бдительными. Мы верили в то, что говорили наши власти. Мы им доверяли. Мы признаем, что мы согрешили, поэтому сегодня мы становимся на колени и просим прощения».
В случае с Руандой "глупость" журналистов стоила жизни тысячам людей. В случае с Беларусью мы все надеемся на мудрость сограждан. И на то, что подобного рода призывы к вражде будут восприняты исключительно с улыбкой на лице телезрителей.
