Журналистку TUT.by, осужденную по делу о «ноль промилле», поставили на учет как склонную к экстремизму.
Стоит отметить, что это уже не первое сообщение о том, что задержанных и осужденных по политическим мотивам ставят на профучет, в том числе и журналистов.
Так БелаПАН сообщал [3], что «склонными к экстремизму» признали Андрея Александрова и Ирину Злобину. Такой же статус у осужденных на два года колонии за стрим с «Площади перемен» журналисток «Белсат» Екатерины Андреевой и Дарьи Чульцовой.
Как рассказывал муж Екатерины Андреевой Игорь Ильяш, «профилактический учет означает, что теперь она находится на особом контроле у администрации тюрьмы. В частности, на дверях у нее теперь будет висеть коричневая карточка — так помечаются камеры, где есть «склонные к экстремизму».
В самой камере для Кати определено особое место, где она обязана находиться в тот момент, когда заходит надзиратель».
Под стражей наша коллега Катерина Борисевич находится уже почти полгода. До этого ни разу в жизни Катя не привлекалась к административной ответственности, не была судима, имеет постоянное место жительства и работы, на работе характеризуется положительно, неоднократно была отмечена за журналистские материалы, в том числе правоохранительными органами, в 2020 году стала «Журналистом года» (по версии правозащитного сообщества).
Уголовное дело в отношении Катерины Борисевич и врача БСМП Артема Сорокина возбудили 19 ноября 2020 года. Их обвинили в разглашении врачебной тайны, что, по мнению Генпрокуратуры, повлекло тяжкие последствия. Напомним, 13 ноября 2020 года за авторством Катерины Борисевич вышла статья, в которой со ссылкой на медицинские документы и комментарий врача утверждалось, что в крови Романа Бондаренко не было обнаружено этанола. Первые лица заявляли, что умерший парень был пьян.
Три месяца до суда обвиняемые пробыли под стражей. Сперва — в СИЗО КГБ, затем — в минском СИЗО № 1 на Володарского.
Рассматривать дело «о ноль промилле» начали в пятницу, 19 февраля. Суд по ходатайству государственного обвинителя сделали закрытым.
2 марта Катерине Борисевич и Артему Сорокину вынесли приговор. Артему Сорокину назначили два года лишения свободы с отсрочкой на год и штраф в 1450 рублей «за разглашение врачебной тайны», его освободили в зале суда. Катерину Борисевич приговорили к шести месяцам колонии и штрафу в 2900 рублей.
Врач принял решение [4] не обжаловать приговор, он уже вернулся на работу в БСМП. Катерина Борисевич все еще остается под стражей: по решению суда мера пресечения осталась прежней.
12 марта прокуратура Минска подала протест [5] на приговор Катерине Борисевич «ввиду мягкости назначенного наказания». Адвокаты Катерины Борисевич также подали апелляционную жалобу, они настаивали на невиновности журналистки.
20 апреля Мингорсуд принял решение [6] оставить приговор Катерине Борисевич в силе — 19 мая она должна выйти на свободу.
Международная правозащитная организация Amnesty International признала Борисевич и Сорокина узниками совести.
TUT.by [7]
