Молодой и до лета 2020 года мало кому известный журналист Григорий Азаренок на волне протестов стал одним из лиц беларусской пропаганды.
Его авторские рубрики и программы на СТВ – наполнены языком ненависти, при этом сам Азаренок постоянно подчеркивает, что действует исключительно на стороне света и добра.
Mediakritika.by не пощадила ушей своих и внимательно изучила те термины, к которым Григорий прибегает в своей рубрике «Орден Иуды», в которой он рассказывает о «переобувшихся» известных личностях.
Скажем прямо, кровь из глаз – это самое малое, с чем пришлось столкнуться. В своих речах Григорий витиеват, многословен и алогичен, но разве это когда-то останавливало пропагандистов?
Очень много внимания в рубрике «Орден Иуды» Григорий посвящает бывшим коллегам, которые ушли с госТВ. Их он называет «переобувшимися», теми, кто всегда любил славу и деньги, и уже совершенно точно пожалел, что поддался искушению протестующих, и погнался за «тридцатью сребрениками». Практически о каждом он говорит, что просились обратно на госТВ, едва ли на коленях не стояли, но…
Вот, какие слова и обороты употреблял Георгий в сюжете [3] от 7 февраля 2021 года, посвященном Евгению Перлину:
«холуйство самого низкого образца»
«змагарские шабаши»
«обделанный пиджак»
А так 18 апреля отзывался [4] в сюжете о бывшем коллеге Дмитрие Кохно и «таких как он»:
«низкая натура»
«подлая, лживая, трусливая душонка»
«говорящая голова»
«личность жалкая, пустая и заурядная. Их еще называют инстасамками»
«кривляющиеся макаки»
«дудики»
23 мая называл [5] бывшую коллегу, телеведущую Анну Бонд:
«дегенерат»
«латентный революционер»
«армия дебилов»
«воплощение деградации»
«дикая обезьяна»
А так характеризовал [6] мисс Беларуси Ольгу Хижинкову:
«миловидная куртизанка»
«трупного вида ведьма»
«девка с бульвара»
Все эти люди, по мнению Азаренка, по гроб жизни должны быть благодарны государству и лично Александру Лукашенко. Не могут иметь отличного от его мнения, и в принципе не могут высказывать ни слова критики. Сами по себе, в глазах пропагандиста, - они из себя ничего не представляют, поскольку не пашут на земле, не сеют хлеб и в целом выглядят как классово чуждые беларусам элементы.
Пассажи о классовых различиях у Григория, который родился значительно позже развала СССР настолько органичные, что, кажется, он если и не прожил свою короткую 25-летнюю жизнь за железным занавесом, то точно впитал дух социализма с молоком матери (отца?).
Впрочем, есть в рубрике Григория и то, что сильно отличает его авторский взгляд от советской пропаганды – подчеркнутая религиозность. Эдакое лубочное православие, те самые – «духовные скрепы», про которые так много говорят его коллеги по цеху на российском НТВ.
Свой «пасхальный выпуск» [7] Григорий не посвятил конкретному «иуде», и оторвался сразу на многих, называя их «дьяволами» и «врагами рода человеческого».
Выпуск [8] о задержании Софьи Сапега и Романа Протасевича вышел на экраны 30 мая.
В нем, Григорий традиционно уже не стесняется в выражениях:
«человеческая мерзость»
«подлая, пресмыкающаяся, болотная гадина»
«поросячьи глазки»
«чмо»
«выродки рода человеческого, это бездушные безликие существа, попросту бесы»
«нелюди»
«люди ли перед нами или уже что-то другое?»
Кстати, чтобы разбавить свои эмоциональные выступления Азаренок регулярно приглашает в «Орден Иуды» психолога-консультанта из Риги Алену Дзиодзину.
Ее спитчи, хоть и не такие эмоциональные и очень далекие от психологии, также частенько содержат язык вражды. Хотя упоминание «предателей» в ее «экспертизах» по сравнению с тем, что говорит Григорий, - такой очень «мягонький» вариант языка ненависти.

Зачем Азаренку прибегать к таким терминам и формулировкам, почему бы не сосредоточиться на фактах и доказательствах противоправных действий своих героев?
Ну, во-первых, его обвинения в их адрес чаще лежат в области морали (потому и авторская рубрика называется «Орден Иуды»), при чем очень специфического взгляда на нее. Фактов у Григория нет, а вот эмоциональных субъективных оценок - с головой.
Во-вторых, мораль на «информационной войне» - штука сложная, а в том, что это война Азаренок публично высказывался не один раз.
Ну и, наконец, в-третьих, дегуманизация тех, кого пропагандист называет «врагами рода человеческого» позволяет ему лично чувствовать себя героем, а зрителям, воспринимающим этот инфопродукт – не чувствовать мук совести.
Ровно так дегуманизировали врагов в периоды всех войн на земле. Им приписывали всевозможные грехи и сговоры с дьяволом, говорили, что они пьют кровь младенцев и прочее, прочее, прочее.
Так что в чем-то Григорий прав: политтехнологии на Земле не меняются тысячелетиями, разве что сейчас у нас есть интернет. Который помнит все. В том числе и каждый выпуск «Ордена Иуды».
В правовом государстве этим выпускам наверняка дали бы надлежащую оценку и, без сомнений, назвали бы этот инфопродукт разжигающим ненависть и дискриминирующим.
Но награжденный медалью «За отвагу» с формулировкой «за смелость и гражданское мужество в условиях, связанных с опасностью для здоровья» Григорий Азаренок публично заявил:
- Я не называл бы себя журналистом. Как говорит мой коллега Евгений, мы с ним после событий августа стали государственными пропагандистами. И я этого не стесняюсь…. Сейчас этого нечего стесняться, потому что сейчас речь не идет о журналистике вообще. Ее на данном историческом этапе не существует, сейчас идет информационная война. Война на уничтожение, на уничтожение государства.
А на войне, как известно, жалеть «врагов» не принято. Вот и Григорий не жалеет: отчаянно сеет язык вражды и ненависти, надеясь, что из них вырастет что-то доброе и светлое.
Не вырастет, Григорий. Стоило не прогуливать уроки ботаники в школе. Ну и лучше читать учебники истории. Про учебники по журналистике, пожалуй, просто промолчим. Как и про историю «Радио тысячи холмов». Sapienti sat, как говорится.
