За последний год медиасообщество Беларуси прошло большой путь – от освещения продолжительных протестов до столкновения с ситуацией, когда власть уничтожает и блокирует медиа и называет их экстремистскими организациями.
За это время многие журналисты пострадали от репрессий, часть из них осталась в стране, другие эмигрировали.
Сейчас работа журналистов в Беларуси связана с большим риском. Медиапрофессионалам в этой стране пришлось многому научиться начиная с базовых навыков цифровой безопасности: как скрывать номер мобильного в социальных сетях и шифровать данные в ноутбуке – до более редких умений, например, способности написать коллегам "за мной пришли", пока милиция ломает дверь. Но сколько бы журналисты ни принимали мер в свою защиту, к сожалению, никто не может гарантировать им безопасности и защитить их от государства.
В Беларуси репрессии против журналистов приобрели особенно массовый и жестокий характер после прошедших 9 августа 2020 года выборов президента страны, которые многие считают сфальсифицированными. За выборами последовали и продолжаются до сих пор массовые протесты. Власть не простила медиа освещения этих событий.
По информации Белорусской ассоциации журналистов [3] (БАЖ), на 20 августа насчитывалось почти [4] 500 случаев задержания журналистов, против более чем 50 человек было возбуждено уголовное преследование. Зафиксировано 68 фактов насилия в отношении журналистов, некоторые из этих людей были ранены. На 14 сентября в неволе оставались [5] 28 представителей медиа.
В офисах большинства независимых национальных, региональных и нишевых медиаорганизаций и квартирах их сотрудников прошло 135 обысков и осмотров, во время которых изымались техника, документы и деньги. Заблокирован доступ к более чем сотне общественно-политических сайтов и медиа.
Отдельные журналисты и целые редакции уехали и продолжают уезжать за границу: в Украину, Польшу, Литву, Латвию, Грузию. Иногда им приходится бежать, взяв с собой лишь самое необходимое.
Освещая события последних полутора лет, мы, работники медиа в Беларуси, делали свою работу и старались быть профессионалами. Теперь мы оказались в трудной ситуации.
Какая помощь нужна?
Тип помощи зависит от того, уехал человек из Беларуси или остался. По словам заместителя председателя Белорусской ассоциации журналистов Бориса Горецкого [6], из страны уехало не менее двух сотен медийщиков, хотя большинство журналистов по-прежнему остается жить в Беларуси.
Вот как журналисты сформулировали свои потребности во время встречи на Львовском медиафоруме в августе 2021 года:
- информационная безопасность;
- возможность легально работать в Беларуси;
- психологическая помощь;
- помощь в релокации, желательно системная;
- юридическая и консультационная помощь для тех, кто оказался за границей;
- помощь в коммуникации между самими журналистами;
- потребность в офисах, коворкингах и т. п.;
- отдых и восстановление работников;
- помощь с техникой.
Янина Мельникова [7], медиаэксперт, автор проекта Mediakritika.by [8] говорит, что, поскольку люди продолжают уезжать, важнее всего сейчас помогать с безопасной релокацией. А для тех, кто не хочет уезжать, речь в первую очередь идет "о безопасности, хотя бы цифровой".
"Представители белорусских медиа подчеркивают, что их потребности и нужды очень разнообразны", – объясняет Мария Садовская-Комлач [9], журналистка и глава европейского и центральноазиатского отдела голландской некоммерческой организации [10] Free Press Unlimited. Некоторые редакции нуждаются в налаживании удаленной работы, другие – в поиске новой аудитории в связи с переездом за рубеж.
"У выезжающих журналистов тоже разная ситуация: кто-то получает рабочий контракт, другие создают собственные медиапроекты, значительная часть смогла получить стипендии", – говорит Мария.
Для всех медиа остро стоит вопрос юридической поддержки, а также поиска новых источников финансирования в самой Беларуси и за границей.
Вот список необходимой помощи, взятый из разосланного журналистам пресс-релиза Белорусской ассоциации журналистов.
- признание мировым сообществом белорусских медиа – даже в тех случаях, когда власти ликвидировали их или обвинили в экстремизме;
- финансовая поддержка медиа в Беларуси и вне ее (включая долгосрочную релокацию и легализацию, повышение оплаты труда для белорусских журналистов, оплату командировок для организации совместных проектов разных редакций);
- программы поддержки СМИ (правовые, образовательные, исследовательские, мониторинговые и другие);
- работа с глобальными корпорациями и брендами с целью сделать так, чтобы больше средств от размещения их рекламы доставалось не государственным, а независимым медиа;
- привлечение внимания мировой общественности к ситуации в Беларуси.
Как предложить помощь?
Публичных механизмов, позволяющих оказать или получить помощь, меньше, чем непубличных. Вторые лучше искать через белорусские диаспоры.
В этом списке вы найдете некоторые публичные ресурсы. Вот как их можно использовать:
1. Пожертвовать деньги в Фонд Media Solidarity Belarus или MediaSol [11] (@Media Solidarity Belarus Campaign [12]), который:
- выделяет деньги на стипендии и пособия, медицинскую и психологическую помощь, иногда – на покупку техники;
- помогает независимым СМИ, редакциям и журналистским организациям найти новые легальные источники дохода;
- оплачивает временную релокацию и т. д.;
- через MediaSol можно участвовать в программе краткосрочной психологической помощи, которую периодически проводит "Латвийская ассоциация журналистов".
Пожертвования принимаются через сайт [11] фонда, можно посмотреть краткий отчет [13] о работе за год.
2. Предложить возможности для обучения, работы, конкурсы грантов, стипендии и др. можно через Белорусский пресс-клуб [14]. Сейчас он существует онлайн и среди прочего проводит обучающие и другие онлайн-мероприятия.
Связаться с ними можно через страницу в фейсбуке [15], туда же можно написать, если вы хотели бы оказывать психологическую помощь. Чтобы поддержать сам Пресс-клуб, можно подписаться на его страничку в фейсбуке и на его ютьюб-канал [16].
3. Сообщить, что вы хотите предложить помощь, можно и Белорусской ассоциации журналистов – им можно написать на электронную почту press[собачка]baj.by.
Например, по словам БАЖ, в одном из европейских городов местные власти выделили несколько квартир для проживания белорусских журналистов. Если вы сотрудник медиа и нуждаетесь в помощи в сложной жизненной ситуации – психологической, юридической или любой другой – также обращайтесь в Белорусскую ассоциацию журналистов.
4. Можно адресно поддержать любое из белорусских медиа.
Например, Zerkalo.io [17] признано экстремистским; Маланка Медиа [18] создано эмигрировавшими медийщиками; редакция Kyky.org [19] работает за границей; у Hrodna.life [20] были суды, как и у 1reg.by [21]; перестала выходить бумажная версия "Рэгіянальнай газеты [22]". Список велик, найти больше информации можно в разделе новостей на сайте [3] БАЖ.
5. В Беларуси многие пишут письма заключенным, можете это сделать и вы.
Имена и адреса журналистов можно найти здесь [23], можно также написать письмо через сайт [24] "Письма в клеточку". Ваше письмо отправят в бумажном виде адресату, а ответ вам перешлют по электронной почте.
6. Организации могут публиковать материалы в поддержку медиа в Беларуси, высказывать свою позицию и рассказывать читателям о том, что происходит в стране. Например, Международная федерация журналистов в феврале опубликовала статью [25], призывающую общественность к действиям в поддержку белорусских журналистов, заключенных в тюрьму. Европейская федерация журналистов в опубликованной в марте статье [26] также призвала к полной поддержке белорусских журналистов.
Как получить помощь?
1. Если вам самим нужна помощь, можно обратиться в белорусские или в международные организации.
- Пройти тренинг по безопасности от Justice for Journalists Found [27] (индивидуально или группами).
- Сделать запрос в фонд для оказания срочной помощи Free Press [28].
- Попросить помощи в релокации от организации Civil Rights Defenders [29] (для отдельных журналистов и целых медиа).
- Получить поддержку Lifeline [30] на решение вопросов безопасности, юридические вопросы, временную релокацию, замену оборудования и др. (для организаций).
- Отправить запрос о помощи [31] в Комитет по защите журналистов (Committee to Protect Journalists [32]), подробнее узнать о форматах помощи можно здесь [33] (для работников медиа и журналистов, в том числе фрилансеров).
- Уехать на реабилитацию [34] в Германию. Такие программы один-два раза в год предлагает European Centre for Press and Media Freedom [35] (ECPMF).
2. По словам директора Львовского медиафорума Юрия Опоки [36], форум помогает [37] журналистам решать профессиональные проблемы (поиск героев материалов, экспертов и т. д.), найти жилье и обустроиться во Львове (Украина), получить психологическую поддержку и др. Сделать запрос на получение помощи можно, отправив письмо с описанием своего случая и своей мотивации.
Также Львовский медиафорум активно работает с партнерами: организации, заинтересованные в партнерстве, могут писать по адресу на сайте lvivmediaforum.com [38] или на почту opoka[собачка]lvivmediaforum.com.
3. Журналисты и редакции медиа, которым нужно помещение для работы, могут обратить внимание на практику коворкинга и использования медиахабов. Например, в Вильнюсе (Литва) 17 сентября открывается коворкинг от ассоциации Актыўным быць файна [39] (в переводе с белорусского "активным быть классно"). "Если кому-то из журналистов в Вильнюсе будет нужно место в нашем рабочем пространстве – будем рады помочь", – говорят организаторы.
Коворкинги для белорусских журналистов и медиа открываются также в польских городах Белостоке и Варшаве – сначала в режиме тестирования. В Варшаве обращаться можно по электронному адресу mediacowork[собачка]solidarityby.eu, а в Белостоке – susaningrodno[собачка]gmail.com.
В этих местах можно записывать видео, работать, общаться с коллегами и участвовать в мероприятиях. У такого центра в Варшаве помещение более объемное, это своеобразный центр белорусских медиа, там происходит больше событий, туда могут приходить целые редакции. В Белостоке помещение меньше и рассчитано на то, что там могут одновременно работать 10-20 журналистов.
Руководство таких коворкинговых центров организует мероприятия, по запросу они также могут организовать встречи с психологами.
Ганна Валынец [40], IJ.net [41]