ОБ АВТОРЕ

Журналист-международник.

Магистр Школы журналистики Колумбийского университета (Нью-Йорк), специализация "политическая журналистика".  (2011).

Выпускница факультета журналистики Белорусского государственного университета (2003).

Редактор приложения "Европейский вектор" еженедельника "Белорусы и рынок". Сотрудничала с Европейским радио для Беларуси (Еврорадио).

Ментор в программе "Медиасоседство", реализованной конcорциумом под управлением BBC Media Action

Член Белорусской ассоциации журналистов.

Вы здесь

Карикатуры: с чего все началось

В сентябре 2005 года в датской ежедневной газете Jyllands-Posten вышли карикатуры на пророка Мухаммеда. Протесты против этих карикатур и их перепечаток мировыми СМИ продолжаются до сих пор.

Идея создать серию из 12 карикатур, изображающих пророка, появилась у редакции Jyllands-Posten после того как датское информационное агентство Ritzau опубликовало интервью с писателем Кэре Блутгеном, который жаловался на то, что не может найти иллюстратора для своей будущей детской книги о Коране и о жизни пророка Мухаммеда. В исламе изображение пророка Мухаммеда (неважно, в негативном или позитивном ключе) считается оскорблением пророка. Поэтому, по словам Блутгена, иллюстраторы опасались сотрудничества: особенно после убийства голландского режиссера Тео ван Гога и нападений на датских университетских преподавателей, читавших Коран немусульманам в Копенгагене.

На планерке 19 сентября редакция Jyllands-Posten решила обратиться к профсоюзу газетных иллюстраторов, чтобы проверить, насколько те действительно опасаются подобной работы. В результате, хотя некоторые иллюстраторы отказались сотрудничать с изданием из-за того, что проект был «глупым и плохо оплачиваемым», «странным» или «опасным», газета смогла получить 12 карикатур (3 из них были нарисованы сотрудниками газеты).

Карикатуры появились на страницах Jyllands-Posten 30 сентября 2005 года в качестве иллюстрации к статье «Лицо Мухаммеда» в секции «Культура». Редактор отдела культуры Флемминг Розе объяснил решение напечатать карикатуры следующим образом: «Некоторые мусульмане отрицают современное секулярное общество. Они требуют особого отношения к себе и своим религиозным чувствам. Это несовместимо с современной демократией и свободой слова – системой, в которой каждый должен быть готов смириться с оскорблениями и насмешками. Конечно, на них далеко не всегда приятно посмотреть, и мы совершенно не считаем, что насмехаться над религиозными убеждениями следует любой ценой, но в данном контексте это менее важно. Важно то, что мы находимся на скользком пути, не зная, как далеко может нас завести самоцензура. Поэтому Jyllands-Posten попросила членов Союза карикатуристов Дании нарисовать Мухаммеда». Позже в интервью газете Washington Post Флемминг добавил, что карикатуристы отнеслись к исламу так же, как относились к христианству, буддизму и другим мировоззрениям или религиям, тем самым «включив» его в общий контекст, а не выделив его на фоне остальных.

Многие датские газеты не одобрили акцию JP. Газета Politiken оспорила заявление Роуза о самоцензуре, опросив карикатуристов и придя к выводу, что те не боятся за свою безопасность. Berlingske-Tidende, в 2015 году перепечатавшая карикатуры Charlie Hebdo, в 2005 году критически отозвалась о «розыгрыше» JP, хотя при этом поддержала право СМИ критиковать ислам.

12 октября 2005 года послы 11 мусульманских стран в Дании направили в адрес тогдашнего премьера, Андерса Фог-Расмуссена, письмо, в котором осуждали публикацию карикатур и другие «дискриминирующие мусульман» публикации в датской прессе и политических кругах. В ответ датское правительство заявило, что «свобода слова имеет широкую трактовку, и правительство не может влиять на прессу. Однако законодательство Дании запрещает действия или выражения богохульного или дискриминационного характера, поэтому пострадавшая сторона может подать в суд на подобные действия или выражения».

27 октября 2005 года представители мусульманского сообщества Дании направили в полицию заявление против Jyllands-Posten, утверждая, что газета нарушила статью 140 (запрещающую нарушение общественного порядка путем публичной насмешки или оскорбления религиозных догм любой легально существующей в Дании религии) и статью 266б (запрещающую оскорбление на расовой, национальной, религиозной или сексуальной почвах) датского Уголовного кодекса. 6 января 2006 года прокурор района Виборг прекратил расследования, так как не нашел в публикации карикатур состава преступления. По мнению прокурора, публикация была совершена в интересах общества, а в этом случае журналистов и редакции охраняет свобода слова. Это решение было подтверждено и в прокуратуре более высокой инстанции.

Раздосадованные неудачей в Дании, представители мусульманских общин страны отправились в поездку по Ближнему Востоку, захватив с собой 43-страничное досье, описывающее ситуацию с публикацией карикатур. Вскоре после этого, в январе-феврале 2006 года в странах с большим количеством мусульман прошли протесты против датской «дискриминационной» политики. Как сообщала The New York Times, в общей сложности во время столкновений в ходе этих протестов погибло более 200 человек. В ряде стран были организованы акции бойкота датских продуктов. В адрес карикатуристов прозвучало несколько угроз, в результате чего некоторое время они вынуждены были скрываться под охраной датской полиции.

В ответ на это Jyllands-Posten разместила у себя на страницах несколько писем на датском, арабском и английском языках, в которых называла произошедшее «недопониманием» и утверждала, что карикатуры не имели целью оскорбить кого-либо и не нарушали датское законодательство, однако «несомненно, оскорбили многих мусульман», за что редакция приносила извинения.

Между тем, протесты против публикации карикатур вызвали повышенный интерес к карикатурам во всем мире. В результате карикатуры стали перепечатывать многие западные газеты: норвежская Dagbladet, шведская GT, французская Le Monde, немецкая Die Zeit, итальянская La Stampa, испанская El Mundo и другие. Среди перепечатавших карикатуры была и белорусская газета «Згода», заместитель редактора которой Александр Cдвижков в 2008 году был приговорен к 3 годам заключения за «разжигание религиозной розни», однако затем приговор был смягчен до 3 месяцев. Саму газету закрыли в 2006 году.

Жизни художников, нарисовавших первые карикатуры на Мухаммеда, продолжали угрожать и после 2006 года. На жизнь Курта Вестергаарда, автора карикатуры, на которой пророк Мухаммед был изображен с бомбой в тюрбане, покушались дважды. В 2010 году в его дом ворвался вооруженный топором сомалиец, собиравшийся отомстить за оскорбление пророка, и карикатурист с 5-летним внуком смог спастись лишь благодаря специально оборудованному в доме убежищу. Курт Вестергаард, а также бывший в 2005 году главным редактором JP Карстен Юсте и Флемминг Розе находятся в «черном списке» главных целей Аль-Кайеды, в который в 2013 году включили убитого 7 января 2015 года Стефана Шарбоньера. В списке также находится нидерландский политик Герт Вилдерс, индийский писатель Салман Рушди и ряд других «врагов ислама». Этих людей Аль-Кайеда призывает найти «живыми или мертвыми».

Комментируя расстрел в Charlie Hebdo, Курт Вестергаард призвал западную прессу не поддаваться самоцензуре и защищать свободу слова. «Я надеюсь, что пресса не испугается. Это очень важно: не бояться», -- заявил он в комментарии для радиостанции Deutsche Welle.

Оценить материал:
0
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в:

Опрос