ОБ АВТОРЕ

Журналист, блогер.

Окончила журфак БГУ в 2011 году.

Журналист. Работает в команде портала мнений KYKY.org, автор Mediakritika.by.

Работала обозревателем по культуре БелаПАН, главным редактором Holiday.by.

Ведет блог

Вы здесь

В журналистике действует не «я», а «мы»

Главный редактор газеты «Туризм и отдых» Лилия Кобзик, соглашаясь на игру в «Ассоциации», предупредила меня: «Я вообще не большой мастер импровизаций».

Проговорив с ведущим экспертом страны в сфере туризма больше часа (с широко раскрытыми глазами), я поняла, что она скромничает. Беседа получилась наполовину журналистской, наполовину туристической. Сегодня в «Ассоциациях» - про страхи колумниста, профессию как игру и «хвосты».

Колонка. Для каждого журналиста, который сделал имя, этот жанр приносит удовольствие. Я писала колонку для «Туризма и отдыха» на протяжении многих лет. Каждую неделю. Читала где-то, что колонка очень хорошо накачивает журналистские мышцы. В этом жанре можно выбирать подходы, стили, импровизировать. Тебе уже все понятно: как сделать яркий заголовок, как поиграть с читателем, где нужно последнюю точку… Это в удовольствие.

С другой стороны, я боялась писать колонки. Приходилось преодолевать страх: закроют газету, вызовут учредителя (такое бывало!) и надают по мозгам: «Успокой ты эту Лилю». То, что было нашим козырем, превратилось в минус. Мы не смогли встроиться в развивающийся туристический рынок. У нас всегда присутствовало общественно-политическое звучание. Все тексты, которые я писала, были на грани, присутствовала своеобразная игра с теми, кто в нашей стране ответственен за туризм, был переход на грани политического звучания... Но никто же не знал правил игры, да и сейчас белорусские журналисты их не знают. Поэтому колонка была моим удовольствием и моим страхом.

Заход на рынок. Этот туристический термин мы часто употребляем. Я всегда держала в голове рыночный формат издания. Потом поняла, что у нас такого драйва нет, который я воплощала, рассказывая о том, как новая компания заходит на рынок… Мне казалось, что один из российских туроператоров очень резко зашел на рынок, но когда к нам пришел другой крупный туроператор из России, я поняла, что первая компания пришла к нам мягко и деликатно (смеется).

Оперируя такими понятиями в журналистике, я однажды поняла, что живу в своем вымышленном мире: он гораздо более рыночный, чем есть на самом деле. Заход на рынок остался для меня чем-то крутым.

Игра. Без нее никуда в нашей профессии. Мы не литераторы, но возможность самовыразиться, поиграть со словом у нас есть. Мы не создаем другую реальность, но играем с образами внутри жанров, оттачивая свое письмо. Другого пути нет: только найти свой стиль. И ты его ищешь, играя со словами, смыслами и жанрами. Я росла на интервью, очень их люблю. Передавать нерв разговора, интонации, вкладывать свое мастерство в слова героя.... На самом деле, это его интервью, твои имя и фамилия – внизу маленькими буквами, но как здорово сделать его хорошо, мастерски!

«Хвосты». Они висят у нас все время. Когда начинаем заниматься журналистикой, белый лист бумаги или пустой экран пугает, мы не знаем, с какой стороны подойти к теме. А когда уже все знаем и умеем, нам становится лениво (смеется). Постоянное откладывание на последнюю ночь то, что можно сделать сегодня вечером – через это все журналисты прошли.

Очень странное ощущение, когда ты как редактор общаешься с журналистом, который знает о своих долгах. И знает, что ты тоже в курсе. В этом нет ничего страшного – так происходит, когда человек боится приблизиться к теме, не набил руку еще… Главное – сказать, что ты не уверен, что у тебя что-то не получается, что ты еще не взялся. Не нужно юлить.

Я. Журналисты же эгоисты… Я всегда немного поддавливала их как редактор. Не хотела им резать крылья – делайте что хотите. Но, с другой стороны, очень четко устанавливала форматы. Поначалу очень переживала, что внесла много правок, влезла в чужой текст… А потом поняла, что это нормально. «Я» все равно растворяется в коллективе.

Каждый журналист хочет воплотить свое «я»: сделать имя, написать книгу… Но на самом деле журналистские проекты – это командная работа, где действует не «я», а «мы». Когда нет ни денег, ни помещения, но есть команда, проект живет, развивается, в нем есть дух.

Природа. Белорусская природа всегда была и остается героем наших материалов. Что в нашей стране самое удивительное? Природа! У меня есть свой рейтинг мест, которые стоит посмотреть иностранцу, чем можно привлекать туристов. Это Гродно как наша архитектурна жемчужина (ни один белорусский город не обладает целыми историческими кварталами), Несвиж (сам по себе город, замок, храмы), Пинск, шагаловский Витебск и Минск как город для бизнеса, который нужно развивать.

Но у нас есть природа. Для активного туризма это очень большой козырь. Наши чистые реки, прекрасные озера, леса… То, что нельзя разрушить вандализмом. Ты идешь в поход, погружаешься в природу и понимаешь: как это прекрасно! Архитектурой мы иностранцев не поразим, но природными богатствами можем, если научимся их правильно подавать.

Организация. Сколько было объединений в туризме, но каждый раз все превращается в междусобойчики для «своих». Мы в газете пишем о новых организациях, поддерживаем их, а потом понимает, что общественности они не интересны. У нас же местечковое сознание: я внесу вот столько, а кто-то даст меньше, зачем мне этим заниматься, я буду напрягаться, а сливки кто-то другой снимет… От этого отношения наш турбизнес очень слабый.

Считается, что белорусские операторы одиозные, они много дерут. О, операторы! Еще одно слово на «о». Мы, как правило, считаем, что белорусские туроператоры – это зло. Они не плохие и не хорошие, ведь это бизнес, он существует для того, чтобы деньги зарабатывать. Но наши операторы виноваты в том, что не создали объединения, чтобы защищать свои права. Коммерческий шкурный интерес есть, а консолидации, которая есть у тех же российских компаний, увы, нет…

Шенген. У меня все больше с туризмом ассоциации, как видите. Шенген – это метафора того, где оказалась Беларусь. Наш путь – европейский, это очевидно. Это Евросоюз, Шенген. И в газете, и на портале постоянно муссируется это слово. Посмотрите материалы других СМИ – везде этот пресловутый «шенген»! Если бы мы были в европейском контексте, его бы просто не существовало.

Европейцы не рвутся к нам. Я сомневаюсь, что если бы не было виз для иностранцев, они бы к нам поехали. Этого мало. Туризм – это комплекс. Откройте границы – не факт, что поедут люди. Для них виза – это еще не все, а для нас – все. «Шенген» – предмет гордости и вожделения. Когда у тебя в паспорте двухгодичная виза, то чувствуешь себя человеком (смеется).

«Энит». Это название национального итальянского офиса по туризму. Мне очень повезло: я имела возможность пообщаться со многими иностранными туристическими организациями. Получила большой бизнес-урок и поняла многое в журналистике, пиаре. Я встречалась в литовцами, латвийцами, поляками, итальянцами… В Беларуси нет иностранных офисов по туризму. Почему? Мы неинтересны никому? Нет, это значит, что все в Москве, значит мы – часть России. У нас нет даже многих европейский посольств, нужно ехать в Москву! Получается какой-то неполный суверенитет.

Направление. Это слово я часто употребляю в текстах. Откройте любой материал по турбизнесу – и вы увидите слово «направление». Они избитое, но для меня за ним кроется огромный мир, который я открываю с 1994 года. Я тогда работала в «Чырвонай змене», пришел Сергей Плыткевич и сказал: «Мы будем делать газету про туризм, приходи к нам работать. Обещаю, что каждые два месяца ты будешь ездить за границу». Я подумала, что это ерунда какая-то. Как это возможно: раз в два месяца уезжать? Но потом именно так и получилось. Я наблюдала, как развивались разные направления, изучала их. Мне это дало очень много как журналисту, редактору и эксперту.

Весь опыт развития европейских направлений для нас применим. Они развиваются очень быстро, а мы все время догоняем, увы. Но нельзя чего-то добиться, все время догоняя кого-то. У меня ощущение, что где-то поезд идет, а мы его лишь пытаемся его догнать. Пора уже сесть и поехать вместе со всеми. Тогда наше направление будет развиваться. И в журналистике туристической тоже все будет ясно и понятно.

Оценить материал:
0
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в:

Опрос