ОБ АВТОРЕ

Журналист, обозреватель, специалист в области Public Relations.

Окончил биофак БГУ. Карьеру журналиста начал в 1995 году в журнале «Дело». Cотрудничал с «Белорусской деловой газетой» до ее закрытия, газетой «Московский комсомолец в Белоруссии», «Бизнес-леди», «Финансовый директор», «Детективной газетой», порталом BEL.BIZ, информационным агетством «Интерфакс».

Был собкором в Беларуси российского информагентства Stringer. Занимал должность заместителя директора радиостанции «Сталіца».

Работал PR-менеджером в «Международной финансовой корпорации» (IFC).

С весны 2010 года – собственный корреспондент в Беларуси российского федерального издания «Газета.Ru».

С января 2013 года – снова работает в БДГ (теперь под брендом «БДГ Деловая газета»).

Вы здесь

Артём Шрайбман: «Нельзя ставить себе первичной целью борьбу»

Интервью

В самом разгаре очередная кампания по выборам президента – и это закономерным образом оказывается наиболее активно освещаемым политическим событием года. Президентская кампания – это всегда горячая пора для политических журналистов и обозревателей. Горячая и опасная, если вспомнить, какими драматическими событиями сопровождались все выборы президента в истории Беларуси.

О том, какие существуют правила освещения выборов, и каковы особенности освещения именно этой избирательной кампании, мы решили поинтересоваться у тех, кто погружается в эти вопросы глубже других, – у белорусских политических журналистов и обозревателей.

В первом интервью из этой серии о своих профессиональных подходах рассказывает политический обозреватель портала TUT.by Артём Шрайбман.

- С точки зрения работы политического журналиста, политического обозревателя, чем нынешние президентские выборы отличаются от выборов 2010 года?

- Мне сложно сравнить непосредственно рабочую атмосферу, я в профессии совсем недавно – с 2012 года. Могу лишь предположить, что тогда на волне первой либерализации 2008-2010 годов у некоторых журналистов могло быть ощущение «разгула демократии». Сейчас иллюзий нет, даже несмотря на какие-то позитивные сигналы, вроде интервью президента «нячэсным» СМИ или относительно свободного сбора подписей.

Принятые поправки в закон о СМИ в конце прошлого года, и серия блокировок сайтов с тех пор, держат журналистов независимых онлайн-СМИ в постоянном ожидании новых сюрпризов от властей. Особенно от Министерства информации, которое, мне кажется, вошло в какой-то стахановский поединок с Минторгом по зачистке своей сферы ответственности.

- Какие-то явно выраженные отличительные особенности у этих выборов есть?

- Да, это первые выборы, которые проходят не на пике роста доходов, а на их спаде. Отсюда нервозность у всех наших читателей – и у людей, и у власти. Во-вторых, Украина. Народ перепуган, поднялись пророссийские настроения, власть обеспокоилась не меньше. Эти два фактора привели к политической апатии людей, хотя выборы, судя по количеству просмотров статей и новостей о них, еще привлекают внимание аудитории.

На этих выборах раскол оппозиции достиг своего апогея. Единственный дошедший до регистрации оппозиционный кандидат Татьяна Короткевич, похоже, имеет максимальный анти-рейтинг среди своих коллег по цеху, некоторые из которых вообще не признают за ней соратника.

Ну и, наконец, нам еще предстоит увидеть, кем станет вышедший из тюрьмы Николай Статкевич для оппозиции – объединительной фигурой или еще одним «пауком в банке», да простят меня сторонники этого политика, мужеством которого я искренне восхищаюсь.

- Вы сами для себя сформулировали какие-то правила, которых следует придерживаться при освещении этих выборов?

- Главное правило – придерживаться стандартов журналистской этики: не врать, не воровать чужой контент, давать слово всем сторонам, ориентироваться на интересы читателя, а не на свое видение того, чем должна быть Беларусь. Короче говоря, я журналист, а не активист с микрофоном.

Кроме того, TUT.by позиционирует себя как нейтральная площадка. Это налагает еще одну «обязанность» – стараться не делать перекосов в освещении кампании разных кандидатов, давая кому-то больше места, чем другим. Это не всегда получается, потому что один из пяти оставшихся в кампании политиков – президент, и он дает информационные поводы чуть ли не каждый день. Среди других есть пассивные фигуры, а кто-то не без резона считает их спарринг-партнерами. Но к определенному балансу надо стремиться. Это то, чего от нас ждет читатель. Если бы он хотел читать новости только об одном кандидате, он бы читал не нас, а чей-то личный или партийный сайт.

- После всех событий, сопровождавших избирательную кампанию 2010 года, какие выводы, уроки вы для себя сделали?

- Никогда не обольщаться и не надеяться на то, что власть открутила гайки. Скорость их закручивания может оказаться еще более поразительной. И не делать далеко идущих выводов о внешнеполитических трендах: разрядки, разморозки и нормализации могут свернуться в один день, а иногда – и за семь минут махания дубинками.

- Как вам кажется, в этом году в ходе выборов масс-медиа легче или сложнее коммуницировать с представителями власти?

- Думаю, что здесь никаких серьезных изменений не произошло. У президента появилась достаточно отзывчивая пресс-секретарь, до которой можно дозвониться и получить ответ. Пресс-службы МИД и Верховного суда работают не менее профессионально, я бы даже сказал – дружелюбно к журналистам, на фоне своих коллег, особенно из некоторых силовых ведомств. Насколько я вижу, достаточно активны пресс-службы таких ведомств как МЧС и Следственный комитет.

- Роль масс-медиа на этих выборах – какова она?

- Она в идеале всегда одна, вне зависимости от политического календаря: информировать свою аудиторию о важных событиях. Мы на TUT.by придерживаемся такого кредо. Но задачи себе каждая редакция ставит самостоятельно: для кого-то это борьба с режимом, для кого-то – борьба с его врагами. Отсюда и разная роль: кто-то пропагандист, кто-то «воин света», а кто-то – журналист.

- Что в этой ситуации могли бы сделать белорусские СМИ, чтобы выборы прошли хотя бы более честно?

- Быть честными самим, не скрывать важную информацию от читателя. Если стало известно о нарушениях – честно писать о них, и по возможности – расследовать. Но я далек от мысли, что у СМИ в Беларуси сегодня, даже у влиятельных СМИ, есть рычаги, чтобы сделать выборы честнее.

- Есть ли что-то, чего категорически не стоит делать политическому журналисту на этих выборах?

- Нельзя превращаться в чей-то рупор. Это не только неэтично, но и глупо с точки зрения бизнеса, если СМИ сидит не только на грантах. Аудитория видит фальшь, попытки играть на чьей-то стороне отторгнут читателей, которые находятся на другой. Нельзя ставить себе первичной целью борьбу за любую политическую цель, какой бы универсальной она не казалась: за честные выборы, за европейский выбор, за демократию, за права человека. Иначе происходит искажение функций СМИ и оно становится инструментом агитационной кампании. Пожалуй, единственным исключением из этого правила может быть независимость страны, если она находится под прямой угрозой.

Лучший вклад в приближение демократии и честных выборов – профессиональная работа, приучение общества к тому, что есть разные позиции и необходимо их согласовывать друг с другом и уважать если не сами эти точки зрения, то хотя бы – право их иметь и высказывать. Иначе это будет просто полет маятника из «плохой» диктатуры в «хорошую», и обратно. Единственное, за что СМИ всегда должно бороться бескомпромиссно – это за читателя.

- Какие рекомендации Вы бы дали коллегам – другим политическим журналистам?

- Я не считаю себя в праве давать советы людям, большинство из которых опытнее меня. Какими принципами я стараюсь руководствоваться, я рассказал. Думаю, если больше журналистов будут придерживаться такого или схожего подхода, будет уж точно не хуже чем сейчас.

Оценить материал:
0
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в:

Опрос