Прямо сейчас в соседней России разворачивается громкий скандал вокруг идеи «прижать к ногтю» так называемые small media – в большинстве своем независимые и небольшие интернет-СМИ. Судя по всему, аналогичные действия готовятся предпринять и белорусские власти.
На этой неделе белорусские журналисты обсуждали высказывания хорошо известного в определенных кругах Павла Якубовича, который в передаче «Клуб редакторов» прошелся по белорусским блогерам, а по сути – по независимым интернет-СМИ. Напомню цитатой. «Мартинович поставил вопрос, но проанализировать, очевидно, не смог. Дело в том, что на серьезное критическое выступление и "Народной воли", и "Советской Белоруссии", и телевидения местные и центральные власти реагируют, – сказал главред «СБ. Беларусь сегодня». – Но речь идет о другом. Сегодня каждый человек может создать аккаунт, стать блогером и сообщать новости. Это огромная проблема, потому что эти люди нивелируют информационное поле. На фоне полускандальной никчемной информации общественность перестала доверять выступлениям прессы, телевидения, радио».
То, что Якубович смотрит на блогеров как Луи Пастер на микробов, это вполне понятно. И фиг бы с ним, если бы это высказывание не могло повлечь за собой печальные последствия для блогеров, небольших интернет-СМИ, да и практически любых мало-мальски независимых информационных проектов в Байнете. Тем более что Павел Изотович не зря имеет репутацию самого точного флюгера в системе белорусской власти.
Большой шум вокруг малых медиа
Дело в том, что прямо сейчас в соседней России разворачивается громкий скандал вокруг идеи «прижать к ногтю» так называемые small media – то есть те же самые независимые и небольшие интернет-СМИ.
Происходило все так. 11 мая в рамках Большого медиа-коммуникационного форума директор по внешним коммуникациям интернет-холдинга Rambler&Co Матвей Алексеев рассказал, что Институту развития интернета (ИРИ) предлагают рассмотреть возможность регулирования медиаресурсов, не зарегистрированных как СМИ. «Мы направим в ИРИ предложение рассмотреть возможность ввести регулирование сегмента о медиа – с учетом особенностей его работы с точки зрения среды распространения контента, платформ и каналов. Скорее всего, оптимальным вариантом было бы саморегулирование», – сказал он. Позднее Алексеев пояснил, что имеет в виду те ресурсы, которые размещают новостной контент, но не имеют лицензии Роскомнадзора как средства массовой информации. В то же время такие ресурсы работают как полноценные редакции, создают тексты, представляющие собой переработку контента профессиональных СМИ. В качестве примера Алексеев привел ресурс Breaking Mad Залины Маршенкуловой. (Кстати, я сам прежде даже не знал о существовании этого сайта. Теперь познакомился и сразу стал постоянным читателем. Спасибо, дяденька Алексеев!)
Как считает представитель Rambler&Co, в России следует выработать критерии, по которым такие медиа «условно соответствуют средствам массовой информации». По его мнению, это нужно, в том числе, для рекламодателей – для понимания, что представляет из себя медиа, на котором они размещают рекламу. «Скорее всего, это будут отраслевые профессиональные стандарты, на которые смогут ориентироваться медиаресурсы при работе с профессиональным новостным контентом», – пояснил Алексеев.
Понятно, что подобное заявление не могло пройти незамеченным. Особенно с учетом того важного момента, что Rambler&Co – это один из крупнейших в РФ медиахолдингов. В него входят самые влиятельные интернет-СМИ России – собственно портал «Рамблер», новостное издание Lenta.ru, общественно-политическое издание Газета.Ru, развлекательный портал «Афиша», спортивный портал «Чемпионат.com», блог-платформа LiveJournal.com, сервисы «Рамблер/касса», «Рамблер/недвижимость», «Рамблер/путешествия», портал «Авторамблер», информационное агентство Rambler News Service, студия «Рамблер Инфографика», агентство интернет-рекламы «Бегун», e-commerce платформа Price.ru, интернет-журнал «Секрет фирмы» и другие (в общей сложности более 40 проектов).
Не случайно «Профсоюз Журналистов» сразу так высказался «в связи с опасными идеями членов ИРИ по убийству small media»: «Обращаем внимание, что один из авторов и локомотивов идеи – господин Матвей Алексеев – представляет крупный холдинг Rambler, поэтому тут может иметь место недобросовестный лоббизм с использованием площадки, аффилированной с администрацией президента для уничтожения потенциальных конкурентов в нишевых проектах».
Далее в своих публикациях «Профсоюз Журналистов» четко изложил суть проблемы. Пересказывать не буду – просто процитирую: «Small media и издания без лицензии СМИ, многие авторы и сотрудники которых входят в профсоюз журналистов, стали особенно заметны после череды скандалов с разгоном редакций в 2014 году. Эти сайты, по мнению их авторов, не нуждаются в правах и обязанностях, налагаемых на СМИ. Согласно логике членов ИРИ, не только «Последние 30», «Такие дела», «Арзамас», TJournal, vc.ru, Slump, «Блог Толкователя», «Батенька, да вы трансформер» и другие будут вынуждены подчиниться неким правилам, но и любой сайт крупной компании с разделом новостей или сайт о моде с описанием коллекций, ведь это «новостной контент». Более того, удивляет апелляция к «полноценной редакции» – многие малые медиа поддерживаются всего лишь одним человеком.
Мы опасаемся, что подобная инициатива может стать аналогом закона о блогерах, который налагает лишь обязанности и не дает никаких прав. Мы считаем, что это неприемлемо. СМИ соглашаются на разумную регуляцию в обмен на возможность системной работы под защитой профильного закона. Если малые издания с одним автором или даже большие с полноценными редакциями решают не регистрироваться как СМИ – это их право, которое даёт им свободу от этой регуляции в обмен на потерю некоторых прав. В работу малых медиа и любых других сайтов с «новостным контентом» государство и Институт развития интернета вмешиваться не должны.
Также вызывает удивление, что регулировать small media и вырабатывать рекомендации по критериям и стандартам для медиа решил человек, никакого к журналистике отношения не имеющий и представляющий один из крупных интернет-холдингов. В связи с этим инициатива по регулированию малых медиа может стать ударом по развивающемуся сегменту рынка, который в нишевых проектах составляет как раз конкуренцию холдингам. Поэтому идея господина Алексеева и других членов ИРИ может быть основана не на общем непрофессионализме, а на стремлении к уничтожению потенциальных конкурентов».
Мнения экспертов
Собкор издания Znak.com Екатерина Винокурова – постоянный эксперт «Медиакритики» – на счет инициативы Матвея Алексеева высказалась с присущим ей темпераментом:
– Вот человек из крупного холдинга решил взять и убить small media. Я ехала домой и думала: мужчина, ну на фига? У тебя хорошая работа, хорошая зарплата, твоя должность не требует вроде как совершать много совершенно беспричинного зла. Того, которое за рамками самозащиты или выполнения долга. К тому же непрофессионального, так как данный человек считает, что все, что новостной контент – то медиа.
Ну, значит, я люблю почитывать замечательное медиа – официальный сайт Dior. Там много новостного контента. Еще есть замечательные медиа – корпоративные сайты с тематическими новостями. Замечательные медиа – сайты общественных организаций. И человек, работающий вроде на серьезной должности, не может не понимать абсурда своих высказываний.
Более того, взрослый человек по идее будет по минимуму лезть в то, в чем не разбирается и к чему не имеет отношения, а вроде этот человек ни одного small media не создал и к журналистике не имеет отношения.
И тут мне в голову пришло одно простое объяснение. Я ничего не утверждаю, но это, пожалуй, куда более логично, чем то, что в столь крупном холдинге столь значительную позицию занимает непрофессионал, которому лишь бы что закрыть. Так ведь он хочет остановить развитие перспективного сегмента рынка. Кинуть всех под каток Роскомнадзора, зарегулировать и так далее.
Ведь крупные холдинги примерно так же давят всегда перспективные мелкие проекты. Агрохолдинги – фермеров, торговые сети – палатки. Вот и тут логика такая вполне может быть. И выбрана для площадки такого недобросовестного лоббизма именно та, которая напрямую аффилирована с администрацией президента. Все это, разумеется, просто мои гнусные инсинуации и mind games – благо, аналогичный мерзкий лоббизм я наблюдала неоднократно.
Если я права, то это – пример недостойного поведения крупного холдинга и недобросовестной конкуренции. Если бы лично мне был дорога репутация администрации президента, я бы резко осадила, потому что история выглядит очень неприятно коммерческой. А так посмотрим. Вдруг зубы сломают (они просто не знают Залину и не понимают, с кем связались).
А вот мнение белорусского политолога Сергея Марцелева:
– Это опасный прецедент. В сфере контроля за интернетом Россия действует исключительно репрессивно. Закон об экстремизме там принят лет четырнадцать назад, но только с 2012-го правоприменительная практика увеличила количество осужденных по данным статьям в три раза. Люди получают реальные тюремные сроки за репосты статей в поддержку Украины, территориальной принадлежности Крыма. Сажают мусульман за «разжигание религиозной ненависти». В Новгороде год назад судили гражданина Беларуси, за проукраинскую агитацию в соцсети. Заимствование подобной практики противоречит последним усилиям официального Минска в сближении с Европейским союзом, закладывает почву для появления новых политзаключенных и подчинении РФ в информационной фазе гибридной войны.
При чем тут Беларусь?
Но вернемся в Синеокую. Мнение Павла Якубовича, не к ночи будь помянут, я уже процитировал. Теперь поговорим о действиях исполнительной власти, которая всегда готова перенять любой опыт по закручиванию гаек. И вот: министр информации Беларуси Лилия Ананич перед началом заседания совета министров союзного государства 12 мая в Могилеве заявила журналистам, что Беларусь и Россия собираются вместе противостоять «деструктивным проявлениям» в интернете. По ее словам, планируется утвердить план мероприятий по созданию общего информационного пространства. В нем «наряду с традиционными подходами, проектами, которые успешно работают в союзном государстве, есть очень важные для нас строчки – содействовать всестороннему объективному освещению процессов в жизни Беларуси и России, – отметилa Ананич. – Мы определили важность обмена информацией о тех, в том числе деструктивных, проявлениях, которые есть в интернете. Обмениваться, чтобы вместе анализировать, ставить барьеры на пути использования интернета как трафика для наркотиков, негативных проявлений всевозможного характера, в том числе вопросов, связанных с экстремистской деятельностью».
Как говорится, было бы болото, – а черти будут. И вот уже 12 мая в Могилеве Министерство информации Беларуси и Министерство связи и массовых коммуникаций России подписывают план мероприятий по созданию общего информационного пространства союзного государства на 2016-2017 годы. Накануне Лилия Ананич заявила: «В рамках заседания союзного совмина в Могилеве будет подписан выработанный двумя министерствами документ – план мероприятий по созданию общего информационного пространства на 2016-2017 годы. Мы считаем это очень важным, чтобы было не только соглашение о сотрудничестве в области печати». Министр добавила, что план по созданию общего информпространства – это не только наработки СМИ и «союзные», но и отношения органов госвласти.
Регистрация как СМИ блогеров с 3000+ читателей? Специальный налог на видеоблогеров? «Налог на Google»? Выставление small media как «СМИ второго сорта»? Все это теперь может придти и в Беларусь.
Карикатура: Мариан Каменски


