Даниэль Пунтас пришёл в журналистику благодаря литературе и теперь всех призывает как можно больше читать. Он работал в корпорациях, был валютным трейдером и занимался спортивным маркетингом.
Когда ему было уже тридцтать «с хвостиком», он изучал британскйю и испанскую литературу и таким образом открыл для себя мир журналистики. Он работал репортёром и много ездил в развивающиеся страны писать о местных проблемах и во многом о бедности. Но в какой-то момент понял, что швейцарские издания не хотят работать с этой темой – она казалась им то ли недостаточно важной для местных, то ли слишком грустной, то ли финансово бесперспективной.
Впрочем, с финансами всё было однозначно – такие истории не приносили изданиям денег. По сути, перед Пунтасом стоял выбор – менять сферу деятельности или искать способ работать над темами, которые его притягивают. И он выбрал второй вариант. Репортёр уволился и открыл собственный журнал Reportagen.
«Мне говорили «забудь, никто не будет это покупать. Слишком длинные истории, никаких иллюстраций, только бескнечные тексты». Но они были неправы, потому что люди читают действительно достойные истории. Мы писали истории, которые что-то меняли в людях».
Журнал совершенно не был ориентирован на новости. Вместо моментального репортажа и работы «по горячим следам» авторы делали истории. И в эти историях не было фотографий.
По словам Пунтаса, они приняли решение отказатья от фото, потому что снимки отвлекают читателя от текста и ограничивают полёт фантазии. Он убеждён, что истории должны быть толчком к фантазироваию – к тому, чтобы представить ситуацию в красках, воссоздать её в своём воображении и, соответственно, по-настоящему окунуться в неё без посредников.
«Мы сделали журнал хорошего качества в плане бумаги и печати, потому что это помогает завоевать доверие людей, - рассказывает автор. - Если они держат в руках стоящий журнал, они верят, что и истории в нём стоящие».
Фото: Floremnotipsum.com
И это сработало. Цена журнала – 15 евро за экземпляр, что немало и для Швейцарии, но люди оказались готовы платить эту сумму, потому что поверили, что истории, которые они получат в этом издании, изменят их.
Зачем читать?
Пунтас убеждён, что невозможно писать собственные хорошие истории без чтения чужих хороших историй. Он призывает журналистов читать, читать и ещё раз читать. И, в идеале, читать бумажные издания, а не электронные: «Чтение на бумаге развивает способность запоминать, пересказывать и креативить».
Чтение чужих историй – это практикум для журналиста. Этот процесс помогает увидеть какие-то закономерности и технические подходы к тексту, оценить, какие приёмы работают лучше, а какие – хуже, увидеть, какие существуют клише и заезженые обороты речи и повороты сюжета.
Кроме этого, чужие истории помогают вдохновляться. Они показывают разнообразие и разносторонность мира, учат лучше понимать окружающих и быть терпимее ко всему новому и Другому.
«Есть огромная разница для мозга между чтением книг и просмотром сериалов, - говорит Пунтас. Фильмы и сериалы прежде всего развлекают людей и остаются в памяти на более короткое время. О прочитанном мы думаем больше и помним дольше. Книги сильнее активируют нашу фантазию».
В 2016 году в журнале Social Science and Medicine было опубликовано исследование, согласно которому любовь к чтению связана с более высокой продолжительностью жизни.
Эксперты подчёркивали, что речь идёт именно о чтении книг. То есть, историй. Люди, читающие их более 3,5 часов в неделю, жили в среднем на 23 месяца дольше.
Этим людям в целом было проще погружаться в любой новый материал, у них расширялся словарный запас, им было проще концентрироваться и удерживать на чём-то своё внимание, у них лучше развивалось умение сопереживать.
Зачем писать?
Пунтас убверен, что мы выживаем благодаря тому, что рассказываем истории. Они помогают нам развить чуство справедливости, делают нас более эмпатичными, формируют нашу идентичность и в целом делают нас теми, кто мы есть. Они помогают нам стать ответственными гражданами и противостоять пропаганде. Честные истории учат нас отличать факты от манипуляций.
Создавая собственный истории, мы меняемся сами и меняем окружающих. Читатели соприкасаются с чужой реальностью, становятся менее безразличными и более эмпатичными. По сути, сторителлинг – это такой способ менять менять мир, если у вас нет больших финансовых капиталов.
Наста Захаревич специально для Mediakritika.by
Что почитать по теме:
- Jonathan Gottschall, The Storytelling Animal: How Stories Make Us Human
- Annette Simmons, Whoever Tells the Best Story Wins: How to Use Your Own Stories to Communicate with Power and Impact
- Чак Паланик, На затравку. Моменты моей писательской жизни, после которых всё изменилось
- Уилл Сторр, Внутренний рассказчик. Как наука о мозге помогает сочинять захватывающие истории