В силу личных обстоятельств недавно получила уникальную двухнедельную возможность понаблюдать за представительницами разных социальных слоев из разных регионов Беларуси. И, в частности, за тем, что и как они смотрят по ТВ. Признаюсь, впечатление осталось настолько противоречивое, что в пору заняться настоящим научным исследованием феномена телепредпочтений белорусских зрителей. Впрочем, пока дело не пошло дальше, позволю себе поделиться некоторыми наблюдениями.
Сразу оговорюсь, по причине ограниченности телевизионного информационного пространства страны, выбор каналов у белорусских телезрителей очень невелик. В так называемом «социальном пакете» их и вовсе можно посчитать на пальцах одной руки: «Беларусь 1», «Беларусь 2», ОНТ, НТВ-Беларусь… «Тройку», «пятерку», а также «РТР-Беларусь», как оказалось, смотрят далеко не все. Впрочем, даже из этого скудного набора «продуктов» найти что-то более-менее пригодное для употребления внутрь. Но вот способны ли были мои случайные жизненные попутчицы сделать такой выбор? Сильно сомневаюсь.
Как мотыльки на огонь они ежевечерне слетались на «Пусть говорят» и «Говорим и показываем», с равной степенью участия, граничившего с равнодушием, смотрели «Чрезвычайное происшествие» и «Кулинарный поединок», не моргнув глазом заглатывали десятки ежевечерних «правдивых» сюжетов из Украины и «Квартирный вопрос»…
Казалось, едва попав в электромагнитное поле «голубого экрана» они превращались в бездумных зомбированных кукол, на лицах которых за весь сеанс не дрогнул ни один мускул. Но как только кто-то нажимал на кнопку ВКЛ на пульте, морок спадал, женщины хлопали ресницами, встряхивали гривами, расправляли крылья и разлетались по своим делам. И так день ото дня.
Что заставляло их, едва окончивших 9 классов и имеющих по несколько высших образований, никогда не спускавшихся в метро по эскалатору и объехавших половину Европы, льнуть к экрану? Традиция, привычка, желание убить время?..
Одна из моих новых знакомых объяснила свое ежевечернее паломничество к телевизору просто и незатейливо: «Надо же знать, что у нас происходит». При этом на вопросы «Почему надо?» «Где это «у нас»?» и «Что происходит?» ответить так и не смогла… Пролепетав что-то про Россию, Крым, бандеровцев и «им бы нашего Батьку». Морок хоть и спал, но его остатки плотно засели в ее мозгу…
Новая знакомая, украинка по национальности, чьи сестры и братья до сих пор живут на исторической родине, причем далеко не в юго-восточной ее части, рассказала, что один из братьев ходил на свой городской майдан, что протестовал против коррупции властей, отвратительных дорог и т.д. И тут же добавила: «Попробовал бы он у нас протестовать. Совсем распоясались, нельзя так против власти»…
Другая уже после просмотра пространно объясняла, что слышала, как «у них плохо» и «пора их спасать», но «ничего в политике не понимает и ею совершенно не интересуется», но уже на следующий день вместе с другими от первой до последней минуты впитывала очередную ударную дозу пропагандистского продукта.
Те, кто «совсем-совсем» не принимают политику, подтягивались к телевизору чуть позже новостных выпусков, чтобы с лицами точь в точь как у первых смотреть похожие один на один российские сериалы. В которых каждый второй герой – бывший вор и зэк, отличающийся от другого тем, что один «стал на путь исправления» и «перешел на сторону добра», а другой – нет.
«Опять телевизор на самом интересном месте выключили», - сокрушалась одна из них. «Самым интересным» на поверку оказался эпизод, когда современная Лолита хватала за пятую точку жениха своей старшей сестры… «Глянь в Интернете, как фильм назывался, приеду домой и обязательно посмотрю», - просила она.
Изнасиловали впятером, вышла замуж за иностранца и пропала, изуродовала мужа, застав его с любовницей, – лишь малая толика тем, которые обсуждали герои полюбившихся белорусскому зрителю российских ток-шоу. И которым безмолвно внимали мои товарки в течение двух недель.
Всеядность большинства белорусских телезрителей, похоже, объясняется несколькими причинами, самая очевидная из которых – отсутствие культуры потребления телевизионного продукта. То есть, банальная медийная безграмотность, которая не позволяет зрителю критично оценивать то, что ему поставляют на блюдечке с голубой каемочкой.
Но, кроме безграмотности, есть еще и такое понятие, как жизнь в определенном информационном поле. И, что греха таить, то поле, в котором живет белорусский телезритель далеко от здорового: нет там ни должного уровня конкуренции, ни должной заботы о психическом здоровье потребителя.
Журналистская этика давно сдала позиции в угоду рейтингам, которые, в свою очередь, тоже могут отступить на второй (третий, десятый план) по заказу «верхов», имеющих свои виды на эфир.
При чем не только своих, белорусских, верхов, но и верхов восточной соседки, поскольку один и тот же канал, как, например, ОНТ, транслирует последовательно два блока новостных сюжетов (российский и белорусский), зомбированные мотыльки-зрители получают часто абсолютно противоречивые сигналы. В течение получаса на них выливают пропагандистский поток информации (из российской части новостей 1 канала) и тут же дают сбалансированный сюжет о том же Майдане (из белорусских новостей ОНТ). Обладай мотыльки базовыми навыками оценки журналистской работы, кажется, лучше такого соседства и не придумаешь. Имеющий уши, да услышит…
Но, увы, советские люди (а кто поспорит, что Беларусь удивительным образом не осталась жить в СССР?) привыкли доверять всему, что исходит от телевизионного люда, даже если это все – шизофрения чистой воды. А потому никаких противоречий в том, что один журналист рассказывает о террористах на Майдане, а другой называет их же мирными протестующими, зритель не видит (не хочет видеть?).
Впрочем, не все так печально, как может показаться на первый взгляд. Двухнедельное наблюдение за телепреподчтениями белорусок показало, что немало среди них и тех, кто давно считает телевизор анахронизмом, ненужным в хозяйстве пылесборником, предпочитая ему Интернет. И хотя там для большинства из моих случайных попутчиц самыми «нужными» сайтами были и остаются сайты социальных сетей «Одноклассники» и «вКонтакте», нет-нет да и попадется им на глаза новостная лента. Которая, впрочем, тоже не может не радовать.
«Ой, а вы читали, что в Киеве русскоязычным головы отрезают?» - восклицает одна из них и показывает на экране телефона ссылку, брошенную кем-то в «Одноклассники»… Не слышали, не читали и читать не будем. Потому что это бред, такой же, как то, что славяне предпочитают поутру выпивать стакан водки «для тонуса»… Впрочем, для кого-то этот бред и есть правда жизни. И летят вечерние мотыльки на свет голубого экрана, не щадя крыльев души своей для того, «чтобы знать»…


