Профессиональная деформация – это когда в 7 утра, услышав краем уха, как дочь смотрит «Лунтика», в котором герои делают газету, плетешься к телевизору и залипаешь. Это я вам как мама и редактор говорю.
И пока Лунтик с друзьями сетуют на то, что вокруг нет новостей и, в конце концов, решают придумывать их самостоятельно, в голове рождаются десятки ассоциации.
Самая стойкая, разумеется, про фэйковые новости с востока Украины. Что ни день, российские телеканалы подкидывают дровишек в топку паровоза пропаганды, но порой отчебучивают такое, что ни в одни ворота. Подробный мартиролог фэйковых новостей центральных российских медиа ведут энтузиасты из «Стоп фэйк». Тут тебе и концлагеря по типу Гуантаномо, и автономия Бессарабии, и казнь ополченца с беременной женой. Остается только завидовать стойкости коллег, которые методично разбираются со всем этим безумием.
Или вот еще история в голову приходит с российскими журналистами, которые собственноручно подожгли траву, чтобы проиллюстрировать проблему пожаров из-за пала травы. Воистину, чего не сделаешь ради эффектного фона.
Да ладно российские пропагандисты, вон американский журналист страну целую выдумал. И назвал ее Кырзбекистан (Киргизсан, по-нашему). А армянский коллега придумал статью «Чеченцы планируют теракт в Армении», а после сам признался, что использовал посыл про теракт «в качестве журналистского трюка, чтобы придать статье остроты». Вот уж где реальность показалась товарищу скучной. Маловато в мире терактов и угроз.
То ли дело американский журналист Эндрю Росс Соркин. Он, конечно, тоже выдумал статью, но не он первый начал. Сценаристы упомянули имя Соркина в сериале «Во все тяжкие», якобы он написал колонку для своего издания The New York Times о вымышленной для фильма технологической компании Gray Matter. Соркин решил исправить несоответствие сериальных фактов и реальности и написал-таки эту колонку. Говорят, читателям понравилось…
Но в большинстве случаев обман, вымысел или, как сейчас модно говорить, фэйк – не то, за что аудитория благодарит журналистов. Впрочем, чаще всего наши читатели и зрители даже не догадываются, где мы, журналисты, «приукрашаем» действительность. Сказывается медийная безграмотность. Это на западе критический подход к деятельности медиа включают в образовательные программы для детей. У нас вера СМИ еще в петровские времена как обязательная прививка использовалась.
Сейчас же информации из разных источников, а не только по велению батюшки-царя, хоть и стало больше, значительная ее часть – информационный фастфуд, низкопробный продукт, вреда от которого для психики человека куда больше, чем пользы.
Выработать новую привычку потребления информации не просто, но возможно. И для начала стоит помнить, что Лунтиков в журналистке хватает. И не стоит безоговорочно верить всему написанному и сказанному.
Хороший совет недавно прочитала в ЖЖ: «Есть простой признак качества СМИ – исправление ошибок. У хороших изданий всегда много исправлений, у плохих исправлений не бывает. Хороших изданий на русском языке сегодня почти не осталось. Плохие издание – все остальные, эталон среди которых – новости Первого канала. Первый канал не исправит информацию о выдуманном распятом мальчике в Славянске, о поддельном спутником снимке с малазийским Боингом, не говоря уже о мелочах. Потребляя информацию из такого источника вы никогда не узнаете, в каком именно месте вам врут, соответствует ли картинка месту действия, или даже слова – персонажу».
А Лунтик и его друг кузнечик Кузя (которые из детского мультика) свою фэйковую газету таки издали. Вот только жители леса ее не оценили. И предложили сделать о настоящих, пусть и не сенсационных новостях. В конце концов мультяшным журналистам пришлось признать: «Реальность гораздо интересней вымысла».
Плюс сто пятьсот, как говорится.


