Водолазы, которым приходится резко подниматься с глубины, рискуют заболеть кессонной болезнью. Ее самые симптомы – спутанное сознание, головные боли, удушье, потеря зрения… Нечто подобное испытываешь, когда долгое время «с погружением» смотришь белорусское телевидение.
Редактор Mediakritika.by на протяжении двух с половиной месяцев внимательно смотрела все передачи на четырех телеканалах – «ОНТ», «СТВ», «Беларусь 1» и «РТР-Беларусь» и читала белорусскую прессу. Занятие «самоубийственное», но очень познавательное. Например, выяснилось, что если смотреть белорусское телевидение из дня в день и также вдумчиво и методично читать нашу прессу, то можно заметить, что в стране и правда шла активная избирательная кампания. И в ней даже участвовала тройка (да-да, именно, тройка) кандидатов, что-то там предлагающих и куда-то там призывающих.
При этом действующий президент (который вместе с другими получил мандат кандидата, если быть точнее – за него мандат получило «доверенное лицо») по традиции находился как бы над схваткой, предпочитая не вмешиваться в электоральную «возню» и занимаясь «по-настоящему важными» государственными и международными делами. То знанием дела просвещал Владимира Путина и российских хозяйственников по вопросам изготовления сухого молока в регионе, то с высоких трибун ООН учил мировых лидеров тому, как разрешать военные конфликты, и завоевать звание «донора мира», то открывал дороги, медицинские центры, производственные цеха. В общем, занимался делом, как неоднократно подчеркивали телевизионные идеологи, противопоставляя президентскую занятость «трепу» некоторых (а по факту всех) оппонентов власти.
Лукашенко отказался от выступления на ТВ, не пожелал участвовать в дебатах, опубликовал программу, в которой были обещания, сделанные чуть ли не в первый президентский срок…
Его сторонники традиционно играли на баянах, наряжались в национальные костюмы, давали концентры в городах и весях, делали вид, что вся их активность «как бы не о выборах», но то и дело срывались на знакомые лозунги про «будущее Беларуси», «мирное небо над головой» и «а кто, если не он?».
В том, что именно он будет избран на следующий срок, у Александра Лукашенко сомнений не было, хотя время от времени президент то вдруг рассуждал о «проценте победы» (беспокоился, чтобы не было меньше 80), то заявлял, что готов будет признать поражение.
Не было сомнений в победе Лукашенко и у электората, который, к примеру, в опросе программы «Дело принципа» в подавляющем большинстве своем ответил, что ждет ухудшения отношений между Беларусью и Западом. Видимо, прекрасно понимая, что очередной срок президентства всебелорусского Батьки, вряд ли придется по душе старушке-Европе, привыкшей к смене правителей (если это не монархи, которые, впрочем, и умирают, и просто отрекаются от престола).

Не сомневались в исходе «президентской гонки» и журналисты, как работающие в государственных медиа, так и трудящиеся в независимых общественно-политических изданиях и электронных проектах. Но последние хотя бы пытались говорить об этом вслух, не питая, кажется, никаких иллюзий по поводу эффективности такого рода информирования населения. В то время как государственное ТВ, равно как и государственные издания, стремились показать «богатство выбора», при котором однако, «другой альтернативы» не видно.
Независимость – это возможность. Или нет?
В сентябре практически каждый выпуск новостей на белорусском ТВ не обходится без сюжета о выборах. При этом о действующем главе государства журналисты упоминали вскользь, выделяя эфирное время его якобы соперникам, а также многочисленным группам наблюдателей. А также, традиционно, Центральной избирательной комиссии, а также лично Лидии Ермошиной.
В любой другой стране такая активная деятельность Центризбиркома выглядела бы более чем странно: в конце концов, они должны выполнять, в первую очередь, техническую функцию обеспечения соблюдения законодательства и собственно демократического волеизъявления граждан. Но в Беларуси избирательная кампания – звездный час для Лидии Ермошиной и Николая Лозовика. Они комментировали, оценивали, давали недвусмысленные советы, призывали приходить на выборы и отдавать свои голоса за «будущее независимой Беларуси».
За связь будущего с настоящим и прошлым отвечали как раз журналисты, точнее пропагандисты. К этим выборам они особенно подготовились: выпустили целый ряд документальных фильмов и разного рода проектов, в которых формально ни о какой агитации за действующего президента нет. Но и сказать, что ролики не имеют к первому лицу государства никакого отношения – язык не повернется.
Так, например, в новостных блоках на телеканале «Беларусь 1» изо дня в день появлялись не имеющие ничего общего с текущими событиями в стране и мире рубрики «Мы сделали это вместе» и «Независимость – это возможность». Обе – о достижениях независимой Беларуси за последние двадцать с небольшим лет.
В кадре то появлялись люди, рассказывающие, как тяжело им жилось в середине 90х прошлого века и как легко и прекрасно живется сейчас, то высились Дворец Независимости, Национальная библиотека, «Борисов-Арена» и прочие «величественные сооружения», построенные в последние годы в стране. Все вместе (и аудио и видеоряд) работали на одну-единственную цель – объяснить неразумным и сомневающимся, «как хорошо в стране советской (точнее белорусской) жить», и вселить в патриотов еще бОльшую гордость за Синеокую.
При этом в роликах формально не было президента, ни в каком виде. Просто даты, которые думающему человеку, не сложно сопоставить с годами его правления: в 1994 году жилось плохо и бедно («13 долларов зарплаты мне на туфли хватало» - говорит редактор одной районки в одном из роликов), в 2015 году – мирное небо над головой, дети рождаются, дома строятся (из речи все того же редактора)… Чего еще желать?
Ах да, народ нуждается зрелищах! О них тоже позаботились телевизионщики в партнерстве с «Белой Русью», профсоюзами и молодежными организациями. Каждый день белорусские телеканалы анонсируют различного рода концерты в стиле «Мы вместе!»
Опять-таки, прямой агитации за действующего главу государства там сыскать сложно, но вся картинка просто «вопит» об этом. Тут тебе и десятки государственных флагов, и майки с характерными лого-«птичками», которые использовал президент в свой кампании, и на которые уже обратили внимание госпожи Ермошиной независимые медиа. Мол, уж не скрытая ли это агитация. Лидия Михайловна, впрочем, ответила, что все очень «на тоненького», да и жалоб на «птички» не поступало.
Жалоб на концерты тоже нет: артистам такой чес по стране по душе, а зрителям – тем паче. Особенно, если билеты оплачивает профсоюз. Надо же, в конце концов, хоть какое-то удовольствие от этих выборов без выбора получить.
Собаки лают – караван идет
Еще одна тендеция прошедшей кампании – большое внимание государственных медиа к иностранным наблюдателям. О них писали, говорили, им давали слово. Словом, обхаживали со всех сторон. И все, как неоднократно говорил президент, ради признания результатов кампании.
Впрочем, одновременно с «брачным танцами» вокруг международных наблюдателей, электорат на всякий случай заранее готовили к тому, то итоги очередной президентской кампании могут быть и не признаны в Европе. «Нам, белорусам, к этому не привыкать, проживем и без этого одобрения» - этот месседж то и дело всплывал в сообщениях государственных СМИ.
Тем более, что живем не абы где, а в самом центре Европы, в самой мирной стране, которая взяла на себя роль "донора стабильности". Не спрашивайте, что это, кому и сколько этой белорусской стабильности уже "перелили" - не сообщается, но мы, если верить медиа, "можем еще". Тем более, что страждущих вокруг - пруд пруди.
И чтобы белорусы не забывали, как им повезло, медиа регулярно напоминали им об этом. "Республика" так просто на первой полосе свои картинки про "у них" и "у нас" печатали.

СТВ прямо в прайм-тайм било по эмоциям роликом "Нам нужен мир", в котором плакали старушки и мужчины, дети прятались под парты, горели дома и машины...
Творческий онанизм
Когда политическая жизнь страны уже давно напоминает помесь болота с террариумом, искать в ней хоть какой-то конструктив и пытаться сохранять ясность ума и трезвость взглядов – дело неблагодарное.
Помня прежние президентские кампании, в которых журналисты уже и на баррикады взбирались, и в лодки с политиками садились, и повестку дня им формировать пытались, в этот раз коллеги из независимых медиа в приватных разговорах все чаще говорили о разочаровании и усталости, признавали, что им скучно говорить с политиками, что сами вряд ли пошли бы за кем-то из кандидатов, что, как это ни странно звучит из уст независимых журналистов, «альтернативы и правда нет».
Впрочем, освещать кампанию, несмотря на усталость и разочарование, как-то надо. И независимые медиа, и независимые журналисты прыгали в буквальном смысле «выше головы».

Команда TUT.by пыталась сделать из кампании «конфетку»: то создавали инфографику, в которой в доступной каждому читателю форме собраны предвыборные обещания кандидатов, то запустили проект «Бывшие».
Naviny.by в этот раз сделали ставку на… кота. И хотя некоторые читатели увидели за Барсиком не стеб над белорусской действительностью, а «странность» конкретного журналиста, в условиях нынешней кампании, кот – не такая уж плохая кандидатура, если разобраться. Хотя, при желании, его тоже можно обвинить в связях с ЦРУ, КГБ и Моссадом.
«Белсат» запустил отдельный проект, «Народная воля» специально ничего не делала, разве что специально заняла жесткую позиции в отношение…нет, не Лукашенко, а единственного демократического кандидата Лукашенко, критично оценивая каждый ее шаг и каждое ее слово. «Белгазета» по традиции включила сарказм, «Наша Нива» так же по традиции следила за всем, кто и что говорил в социальных сетях…
Удивил и откровенно порадовал во всей этой «кутерьме» журналист «Еврорадио» Алесь Пилецкий с его в меру ироничными вымышленным диалогами главы государства с подчиненными. Кажется, только с таким подходом можно было сохранить трезвость ума и здравость мышления во время погружения в «дивный мир белорусской политики».
Впрочем, история с выборами для белорусов закончилась в 20.00 11 октября. Так что, всплыв на поверхность, наш редактор почти не верил, что все увиденное было «взаправду». Разве что оставшиеся на улицах города плакаты и растяжки, напоминают о былом шоу…


