Поразительную по своей простоте мысль услышала недавно от коллеги, работающего в британской корпорации Би-Би-Си. Мол, журналистам нужно радоваться тому, что в мире так много фейковых новостей. Потому что фейки дают нам, работникам медиа, надежду.
«Надежду? Я не ослышалась?» - подумала сразу. Но мысль о том, что журналистам стоит благодарить создателей информационных вбросов, не отпускала. И стала я ее думать. Думала-думала и согласилась с британским коллегой даже не на сто, на двести процентов.
Да, фейки – это зло, но только не для тех, у кого в руках целый арсенал профессиональных приемов и ворох не вчера написанных журналистских стандартов.
Для нас, журналистов, каждый такой фейк – вызов, проверка на профессионализм, постоянная тренировка и прокачивание «скилов», постоянный тест наших способностей проверять факты. Не доверять на слово любым экспертам, не соглашаться с даже самыми громкими и самыми увесистыми аргументами. Ставить все под сомнение, задаваться вопросом «правда ли то, что я слышу и даже вижу?»
Но еще более важно в фейках то, что они заставляют задуматься потребителей над тем, что такое качественный информационный продукт. Прекратить слепо доверять любым информационным сообщениям, постоянно задаваться те же вопросом: «Правда ли это?»
Строго говоря, фейки отчасти выполняют задачу повышения уровня критичного восприятия медийных сообщений, а значит работают на медиаграмотность как таковую.
В конечном итоге, разумеется, не все выйдут из этой школы отличниками (как и из любой другой школы), но кое-какие правила игры усвоят, хотя бы на интуитивном уровне.
Главное, что потенциально может пройти, уверен мой британский коллега (а теперь и я) –потребители информационных продуктов научатся выбирать качественные. И нам это качество нужно будет обеспечить.
В общем, спасибо фейковым новостям за то, что они дают надежду журналистам на сохранение профессии с ее традиционными стандартами и правилами игры.


