Недавно организация «Репортеры без границ» опубликовала «Всемирный индекс свободы прессы». Согласно ему Беларусь «поднялась» на 11 позиций, заняв 157-е место (в 2011 году было 168 место).
Но нет особенного повода радоваться этому, поскольку «до конца списка», за которым – цивилизационная катастрофа, гибель гражданского общества и СМИ как института – всего лишь 22 позиции.
Да и не чувствовался, по правде говоря, он, этот головокружительный подъем, в 2012 году. Поскольку были аресты Почобута и Суряпина, разгром единственного в Беларуси национального интеллектуального журнала «Архэ»… Прочие мелкие и крупные неприятности» которые белорусская власть устраивала в 2012 году независимым СМИ и журналистам.
В качестве близкородственного примера – автору сего материала, впервые за 20 лет работы в журналистике, угрожали сотрудники КГБ (применением уголовной статьи за дискредитацию Республики Беларусь) – именно за журналистскую деятельность, именно за публикацию таких же материалов, что и в предыдущие 20 лет…
Так что, по субъективному впечатлению, данному в объективном отражении, «лифт» скорее поехал вниз, чем вверх…
Рейтинг свободы прессы – что он нам дает?
Чтобы приструнить зарвавшегося хулигана, бывает, требуется обращаться в полицию. Таковы правила цивилизованного человеческого общества.
Но «полиция», бывает, нужна не только в индивидуальных отношениях с хулиганом, но и в отношениях с властями, с государством. К сожалению, так еще случается в странах с неразвитым гражданским обществом, во власть проникают люди с хулиганским мышлением, и должен же кто-то поставить их на место, если они сумели подавить волю жителей страны!
Поэтому «наличие присутствия» таких международных рейтингов, какие, например, составляют «Репортеры без границ», – нужно. И даже – необходимо.
Подготавливаемый ими каждый год «Всемирный индекс свободы прессы» – это зеркало, на которое пенять бесполезно, пока не приведешь в норму несколько скривившийся фэйс своего «государственного» лица.
Но что об этих рейтингах думают сами журналисты? Что они им дают? Помогают ли? Или – мешают?
«Репортеры» – молодцы… Но властям – ни холодно, ни жарко?
Виктор Качан, журналист «Бобруйского курьера»:
– Безусловно, подобные рейтинги нужны. Они уточняют место нашей страны в мировой системе координат, дают точное понимание ее места в цивилизованном мире…
«Всемирный индекс свободы прессы», прежде всего, это моральная оценка нашего общества, действий наших властей в отношении СМИ.
Неприятно, конечно, осознавать, что наша страна в таком рейтинге находится на одном уровне – с какой-нибудь отсталой африканской страной… Но что есть – то есть.
Анатолий Готовчиц, журналист, председатель Гомельской городской организации БАЖ:
– «Репортеры» – молодцы. Они помогают нам, белорусским журналистам, узнать, на каком свете мы находимся.
Свобода прессы, читай – свобода слова, – главнейшая ценность в любом демократическом государстве.
Нет этой свободы – и народ безмолвствует. Им можно помыкать, он пассивен, дезориентирован. «Индекс» помогает общественным институтам определять направление усилий внутри страны. В конце концов, – помогает бороться за свободу слова, которая вполне сравнима с правом на жизнь.
Алесь Осипцов, могилевский журналист:
– Прежде всего, эти рейтинги нужны для самих журналистов. Чтобы они знали об условиях работы в той или иной стране. Готовились, так сказать, работать в этих неблагоприятных для них условиях, если придется попасть в страну, где журналистов не жалуют…
Кроме этого, такие рейтинги дают возможность «визуально» оценить, как меняется ситуация со свободой прессы в разных странах мира. Насколько общепринятые демократические ценности восприняты в странах из рейтинга «Всемирного индекса свободы прессы»…
Нам представляется, что аналогичное мнение можно услышать, опросив сотни независимых журналистов. И не потому, что они мыслят неоригинально. А потому, что они – находятся в самой «гуще событий» и, испытав объективность этого рейтинга на собственной журналистской шкуре, не могут не согласиться с его актуальностью.
Но вот мнение человека, тоже весьма причастному к журналистике, но ныне находящемуся, так сказать, над схваткой.
Виктор Малишевский, медиаэксперт, Минск.
– Вряд ли подобные рейтинги нужны для страны. Думаю, стране от них ни холодно, ни жарко.
Они, может быть, нужны правозащитным организациям, которые их составляют. И в которые Беларусь включается «автоматически»… Но они, эти рейтинги, лишь подтверждают то, что всем и так хорошо известно.
Мне же, например, были бы более интересны позитивные рейтинги… Считаю, что некоторые из них действительно меняют страну.
Бонус – в студию!
Действительно, если измерить общую температуру по нашей палате № 6, то может выясниться, что температура вполне приемлемая, никого, судя по ней, ни в жар, ни в холод не бросает; «клиент» скорее жив, чем мертв.
Но будет ли это соответствовать прогрессу в сфере свободы прессы в нашей стране? Вряд ли.
Представляется, что «конфетку» все же нужно заслужить, а не потребовать, вломившись в магазин…
Из педагогической науки мы знаем, что лучшее воспитание – это личный пример.
Показывают ли такой пример Западные страны, занимающиеся составлением рейтингов, подобных вышеуказанному?
Показывают. И даже вполне педагогически предлагают: делай, как я.
А может быть, использовать еще одну педагогическую хитрость – хвалить, вместо того, чтобы ругать?
А есть за что?
Вы провели спецкампанию по удушению журнала «Архэ», арестовали журналистов Почобута и Суряпина? Молодцы! Садитесь – «пять»! Ну, или – «десять»…
Так – нормально будет?
Боюсь, что в результате использования такого педагогического метода мы в нашем «трудновоспитуемом» добьемся лишь развития «комплекса вседозволенности»… Не более того.
Да, но остается вопрос по поводу позитивных рейтингов…
Здесь, кажется, все понятно: есть причина и повод для них – надо составлять, надо поощрять…
Но ведь именно это сейчас и делается «Репортерами без границ»: «бонусом» для белорусских властей является то, что они во «Всемирном индексе свободы прессы» «поднялись» со 168 места (в 2011 году) на 157-е (в 2012 году)…
И этот «подскок с переворотом» был, надо полагать, зафиксирован в «Индексе» потому, что в 2012 году не было 95-ти задержанных властями журналистов, как в году 2011-м …

Матэрыял падрыхтаваны ў партнёрстве з арганізацыяй Index on Censorship


