Помните, у Пушкина: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» Известный дамский угодник Александр Сергеевич, понятное дело, писал о своем влюбчивом сердце, видящем прекрасное в каждой женщине. Впрочем, радость от самообмана знакома, кажется и тем из нас, кто с пеленок уверен в коварстве женщин и непостоянстве мужчин.
Но если бы самообман касался только взаимоотношений полов, мы давно ушли дальше всех этих «любит – не любит – к сердцу прижмет – к черту пошлет». Уверенность в собственной правоте и исключительности играет с нами злые шутки не только дома, но и на работе, не только в личном, но и в общественном. Самообман – вообще штука коварная, при необходимости окрыляет и надевает розовые очки, при желании – принижает и позволяет играть роль жертвы.
Кажется, роль жертвы – одна из любимых ролей белорусской независимой журналистики. Стоит только спросить у коллег, как дела, как им работается, и тут же услышишь «старую песню о главном» – плохо, душат, не пускают, не дают, воруют… На вопрос, что же делать, в лучшем случае говорят, что надо меня закон (самые смелые – власть), в худшем – разводят руками и многозначительно молчат.
Пустить нельзя запретить
Когда речь заходит о проблемах печатных СМИ, чуть ли не в первую очередь редакторы, журналисты и медиаэксперты говорят о проблеме подписки и распространения. Вспоминают президентские выборы 2006 года, катастрофу с отказами включать издания в подписные каталоги «Белпочты», отказами распространять газеты через систему «Белсоюзпечати».
Ситуация, безусловно, была сложная. Разом десятки газет остались за бортом государственной системы, позволявшей легко и просто доходить до аудитории. Пришлось искать другие варианты: создавать собственную систему распространения, организовывать подписку в редакциях, рассылать газеты в конвертах. Кто-то не выдержал такого прессинга и закрылся. Кто-то – нашел в себе силы и выжил.
Кого-то, как, например, «Народную волю» и «Нашу Ніву» на волне либерализации вернули и в систему подписки, и в систему распространения. А теперь, внимание, вопрос: как сильно изменились тиражи этих двух изданий после возврата в подписные каталоги и киоски «Белсоюзпечати»?
Казалось бы, за неимением других независимых изданий, испытывая информационный голод, определенным образом настроенная аудитория должна была с жадностью наброситься на такую возможность и оформить подписку «на себя и того парня»… Не вышло. Заявленный тираж «Народной воли», например, колеблется около 27 тысяч, «Нашей Нівы» – около 8 тысяч (для сравнения, тираж барановиской «Интекс-пресс» – около 17 тысяч экземпляров). Много ли это? По моему скромному мнению, капля в море… Почему? Что не позволило этим изданиям стать массовыми? Нарастить обороты, занять пустые ниши… И, что еще более интересно, надо ли оно вышеуказанным изданиям?..
Зачем птицам деньги, а телеканалу – аккредитация?
Про аккредитацию (вернее отсутствие таковой) у телеканала «Белсат», равно как и у «Радио Рация» (а до 2009 года и у «Еврорадио»), на медиафорумах различных уровней не говорил разве что ленивый. Постоянно подчеркивается, что телеканал и радио неоднократно обращались за такой аккредитацией, но им каждый раз отказывают под разными предлогами.
Как отметил официальный представитель телеканала «Белсат» в Беларуси Михаил Янчук во время круглого стола БАЖ во Всемирный день свободы печати, в последний раз причиной отказа послужили около десятка «правонарушений», якобы совершенных журналистами телеканала (по всей видимости, речь идет о задержаниях репортеров во время различных уличных акций и при исполнении профессиональных обязанностей). Отказа телеканал в буквальном смысле добивался у представителей МИДа Беларуси в течение почти двух месяцев. В том, что это будет именно отказ, Михаил Янчук не сомневался.
Впрочем, по его же словам, отказ – это даже лучше, чем если бы телеканалу вдруг разрешили открыть в Минске корреспондентский пункт.
«Сейчас мы свободные партизаны. А если бы нас зарегистрировали, работать стало бы гораздо сложней потому что существуют конституционные границы свободы, навязанные властями правила игры», – признался Михаил Янчук.
То есть, фактически телеканалу «Белсат» (не берусь утверждать, что и «Радио Рация») аккредитация как таковая не нужна. Но есть ритуал, который надо исполнять. Что это как ни игра по навязанным правилам в купе с самообманом?..
Пылесосы мешают?
Еще одна «проблема», о которой традиционно говорят в последнее время, – сайты-агрегаторы. Дескать, они перетягивают на себя львиную долю аудитории онлайн-медиа. Привычно звучат названия TUT.by, Onliner.by.
При этом, похоже, никто не хочет обращать внимание, что оба ресурса давно активно создают свой, при чем во многом уникальный, контент. Что им, а не другим медиа, присылают свои новости читатели. Что там, а не на других площадках, происходят самые жаркие споры.
Что у TUT.by есть свое телевидение, свои спецпроекты. Что Onliner.by не просто набирает корреспондентов, которые занимаются копипастом и рерайтингом, но и посылает своих корреспондентов в интересные путешествия, открывает вместе с ними новые места, рассказывает о людях и проблемах. Всего этого, традиционная, профессиональная журналистика как-то старается не замечать. А если и замечает, что смотри на продукт «пылесосов» свысока: дескать, будет и на нашей улице праздник.
Только вот будет ли? Свалится ли манна небесная на головы, даже если завтра не станет TUT.by и Onliner.by, если дадут аккредитацию и вернут в подписные каталоги?.. История и здравый смысл подсказывают: не свалится, сколько не занимайся самообманом, проблемы медиа так просто не решатся.


