История, произошедшая с молодым журналистом Евгением Васьковичем, – поучительна. При всем уважении к этому человеку, избравшему для себя девизом слова Кастуся Калиновского – «Жыццё кароткае, Радзіма – вечная!». Она без слов говорит о том, что журналист должен как можно дальше держаться от непосредственной политики и политических группировок. Если, конечно, хочет оставаться журналистом, а не перейти в разряд политических активистов. Со всеми сопутствующими…
Вместо пролога
«В суде Бобруйского района и города Бобруйска, под председательством судьи Павла Картинина, завершилось рассмотрение дела о попытке поджога 16 октября 2010 года здания местного КГБ. Журналист газеты «Бобруйский курьер» Евгений Васькович и его приятели – рабочий Павел Сыромолотов и студент Артем Прокопенко – признаны виновными в злостном хулиганстве и нанесении вреда имуществу в особо крупном размере. Все трое получили по семь лет исправительной колонии усиленного режима».
Интернет-газета «Бобруйский курьер», 18 мая 2011 г.
Ущерб в особо крупном размере – 253 тысячи рублей…
Май. Теплый, солнечный день. Зал заседаний Бобруйского суда. В нем около 30 человек: друзья, родственники, журналисты. На галерке – молодой офицер КГБ, по-видимому, курирующий это дело (или – суд?).
На скамье подсудимых – трое коротко стриженных 20-летних парней. Они обвиняются в поджоге – поздним вечером 16-го октября 2010 года – бобруйского КГБ. В поджоге, которого – формально – не было, поскольку горело не здание, – горела смесь, находившаяся в двух бутылках, брошенных по направлению к зданию и разбившихся на земле возле него.
Общий ущерб «официально» составил 253 белорусских рублей (у входа слегка подкоптило небольшой фрагмент стены; требовалось в этом месте заново ее побелить).
Между тем ребят обвиняют «не по-детски» – и по статье за «злостное хулиганство», и по статье «за умышленное уничтожение либо повреждение имущества».
Причем, прокурор, играя в слова и смыслы слов, настаивает на нанесении ими ущерба в особо крупном размере – на сумму в два миллиарда белорусских рублей. Будто бы, «мечтает» прокурор, все здание бобруйского КГБ сгорело полностью, вместе с архивами… А это – от 7 до 12 лет…
Как же эти трое – анархист, журналист и рабочий – «дошли» до такой жизни, чтобы не в воображении, не в компьютерной игре, а в самой что ни на есть взаправдашней реальности напасть на здание КГБ?

Дружили три товарища…
«Анархист» Евгений Васькович. На момент описываемых событий – 19 лет. Бобруйчанин. Студент второго курса Могилевского государственного университета им. А. Кулешова (журналистское отделение факультет славянской филологии). Белорусский националист, в свободное время с большой любовью изучает историю и культуру Беларуси. Пробует писать как «истинные литвины», – по-белорусски – латиницей. Журналист негосударственной газеты «Бобруйский курьер».
У Васьковича поразительно яркая, активная жизнь. К 19-ти годам – успел побывать в школьных активистах БРСМ (в бобруйском горкоме БРСМ его до сих пор помнят как деятельного молодого человека), затем – учеба в местной Школе коммуникаций и журналистики, поступление в Университет, работа в газете, участие – в качестве кандидата – в местных выборах (апрель 2010 года), вступление в Белорусскую ассоциацию журналистов, в Оргкомитет по созданию партии Белорусской христианской демократии…
В апреле того же 2010 года задержан милицией за то, что «непатриотично» держал в руках бело-красно-белый флаг на хоккейном матче молодежных сборных Беларуси и США (в то время как другие размахивали красно-зелеными и американскими флагами, что продавались при входе в Ледовый дворец).
Задержан 19-го декабря 2010 года во время знаменитого уже протестного митинга в Минске, осужден на 12 суток административного ареста…
И – символическое нападение на здание Бобруйского КГБ, и – семь лет усиленного режима...
Кому-то такой биографии хватило бы на целую жизнь. А здесь – только ее начало…
Между тем в своих письмах из могилевской тюрьмы (тех, что дошли) Васькович просит не называть его анархистом. «Я – белорусский националист» – уточняет он.
Артем Прокопенко. 20 лет. Родом из Гродно. В Бобруйске учился в филиале Белорусского государственного экономического университета (специальность – экономист-информатик). Придерживается анархистских взглядов, сторонник анархистского движения в Беларуси.
Павел Сыромолотов. 20 лет. Родом из Бобруйска. Имеет профессионально-техническое образование. Токарь ОАО «Бобруйский машиностроительный завод».
Достаточно аполитичен. Не состоит ни в одном из политических или общественных движений или партий.
Вопросы без ответа…
Вот и все, что известно о них, «бобруйских анархистах», познакомившихся и ставших одной компанией в конце весны 2010 года, накануне президентских выборов в Беларуси. И то, что известно, никак не соответствует тому, что было потом. Поскольку выглядит нелогично.
Суд, в общем-то, также не стал искать какую-то логику в произошедших событиях…
Между тем наблюдателей настораживают и вызывают определенные вопросы причинно-следственная связь и временные рамки этого громкого дела. А также – некоторые его детали.
Каким образом, где и как познакомились Васькович, Прокопенко, Сыромолотов и другие молодые люди из тогдашней их компании?
Почему это знакомство произошло незадолго до важнейших политических событий в Беларуси, накануне которых «просыпаются» все спецслужбы? (То есть, не было ли оно, так сказать, организовано?)
Что может связывать столь разных по интересам и взглядам молодых людей – националиста, молодого интеллектуала, журналиста – Васьковича, анархиста – Прокопенко, рабочего – Сыромолотова и других? И что их «связало»? Или – иначе – кто их «связал»?
И – пожалуй – самое главное, – входил ли кто-то еще в их компанию, кто мог бы, скажем так, «внушить» им идею нападения на здание бобруйского КГБ? А затем был аккуратно выведен из этого дела?
А также еще немаловажный вопрос, – каким образом и кем велась запись их бесед, которая имеется у следствия?
Судя по пропагандистскому фильму Белорусского телевидения «Анархия. Прямое действие» (http://www.youtube.com/watch?v=SkDU8YdmBWo), показанному на канале 14 марта 2010 года, какое-то отношение к их компании имели еще несколько человек. Но – какое, и сколько их было?.. И не являются ли эти ребята жертвами «игр патриотов»?
Тех «патриотов», для которых «патриотизм» – последнее прибежище?..
Кроме того, в вышеуказанном док.фильме говорится, что за ребятами следили. Позвольте, а следить-то начали когда – «до» или «после»?
А быть может, все было под контролем с самого начала?
Вопросы, вопросы…
Чтобы ответить на них точно, надо иметь доступ к материалам этого дела. Быть может, даже больший того доступа, что имел следователь.
Кстати, по некоторой информации, после этого дела его «перевели» из ОБОП в КГБ…
Цитата – в тему:
«Недавно интернет облетела история студента БГУ Максима Чернявского, которого вербовали чекисты, но смелый активист сумел сфотографировать куратора из КГБ – некоего Диму из Молодечно в пестрых одеждах.
Оказалось, что этот колхозный чекист отметился тем, что вербовал детей и школьников, провоцируя их на противоправные действия».
«Однажды Владу в личные сообщения Вконтакте написал некий Дима. Он предложил встретиться и написал, что «они с друзьями давно ищут подходящее для них движение».
Дима быстро вошел в доверие к неопытному и радикальному, как все молодые люди, оппозиционеру. Дима представился предпринимателем, работающим на рынке Ждановичи. Рассказывал, что заканчивал военную академию, но не продлил после окончания контракт из-за неблагодарности этой работы. Признался, что родом из Молодечно.
«Новый товарищ» стал уговаривать Влада устроить какой-нибудь грандиозный поджог административного здания.
Владу идея с поджогом понравилась, ему хотелось действовать, бороться с режимом. Но другие члены их виртуальной кампании активно отговаривали от этой авантюры. В конце концов, провокатора Диму объявили кгбистом и послали подальше.
Однако на этом история не закончилась. 16 мая несколько молодых людей из объединения «Незалежная Беларусь» были задержаны по делу о поджоге Дома Правосудия».
«КГБ провоцирует детей. Новая история о Диме из Молодечно» http://charter97.org/ru/news/2011/11/9/44511/. 09.11.2011 г.
Еще не эпилог…
«Ўсё зробленае цалкам усведамляю і буду с годнасцю пераносіць усе пакуты, што паўстануць на маім жыццёвым шляху. Я – літвін! Мой святы абавязак – абарона нацыянальных беларускіх каштоўнасцяў. За іх памерці гатовы. Жыццё кароткае, Радзіма – вечная! Жыве Беларусь!».
Это из последнего слова Евгения Васьковича. В Беларуси подобные речи в суде можно услышать не часто, – примерно, раз в 150 лет.
До этого был Калиновский, теперь – Васькович… Избитый и ограбленный (пропало журналистские удостоверение) сотрудниками милиции 18 апреля 2010 года за то, что держал в руках исторический символ Беларуси – бело-красно-белый флаг.
А дело было в Ледовом дворце, во время матча молодежных сборных «Беларусь-США», и кричал Васькович, как и все «наши» болельщики, что-то ободрительное для белорусской сборной, и – на подъеме эмоций – достал из рюкзачка свою главную ценность – флаг стародавней, святой для него Беларуси, и не надо было «олигофреническим» сотрудникам батальона внутренних войск его трогать – 19-летнего белорусского патриота с сердцем Калиновского в груди…
Жестокостью не воспитывают…
Известный блогер, журналист, поэт Дмитрий Растаев – о приговоре «бобруйским анархистам»:
– Всем хорошо известен такой термин, как юношеский негативизм. Чем больше идет давление не молодого человека, на молодую психику, тем больше потом отдача. И отдача – негативная. Опытные психологи, опытные воспитатели это знают хорошо. И они никогда не пытаются давить. А вот это закручивание гаек, которое происходит в обществе… Ведь молодые люди, они ведь живут в этом же обществе, что и мы. И если на нас, людей в возрасте, это «закручивание» действует… ну, может быть, даже некоторым образом расслабляюще. Может быть, вызывает какую-то апатию, депрессию... То у них – оно вызывает агрессию. И ничего иного вызвать не может.
Кто эти ребята? Это подростки, по сути… Сейчас молодые люди взрослеют очень поздно. То есть то, что им 19-20 лет – это на самом деле им – 15-16… Битва гормонов происходит в их крови и в их мозгах. А анархизм – это уже постольку поскольку.
Но дело в том, что жизнь общественная сейчас складывается так, что этим гормонам, этой горячей крови, нет выхода, – в конструктивное русло.
Если внимательно смотреть европейские новости, то становится понятно, что подобные правонарушения совершаются в европейских странах с куда большей регулярностью. В той же Англии, где сильно анархическое движение. Но о таких громких и о таких жестоких процессах почему-то не слышно – в связи с этими правонарушениями.
Может быть, даже и не судьи судили, если говорить образно, этих ребят. А судила вот эта самая организация, которой они причинили ущерб. И если бы этим ребятам дали меньшие сроки – хотя бы два года – или условные, это в воспитательном плане было бы куда сильнее – для них, для общества. Для тех ребят, которые, может быть, задумываются о таких же действиях…
Жестокостью не воспитывают – воспитывают милосердием.
(Записано с сайта «Бобруйского курьера»)
И, наконец, эпилог от редакции
"Журналист или активист?"
Эта тема, заявленная во вступлении к материалу, требует отдельного рассмотрения.
Можно ли быть политическим активистом без вреда для журналистики?
По нашему глубокому убеждению – нет, нельзя. И вот почему: журналист априори должен быть независим от партийных программ, идеологии и политики. Ведь какая главная задача у журналиста? Информирование читателей о происходящих событиях. Информирование без оглядки на лица, мнения, пожелания и партийные установки, партийную идеологию.
А какое может быть непредвзятое и объективное изложение фактов, если журналист «ангажирован» партией и «обязан» следовать ее курсу?
Работа в партийной газете – это тоже, в общем-то, не журналистика. Это – партийная работа. Работа в должности журналиста.
Но, кроме оформленной, зарегистрированной, работающей партии или создаваемой партийной структуры, политической инициативы, есть еще так называемая «партия власти». Которая тоже имеет свою структуру, программу и идеологию. И которая тоже «заказывает музыку» журналистам, работающим в государственных СМИ.
И здесь тоже – не журналистика. А – информационно-идеологическое обслуживание и «обеспечение» «власть предержащих».
Так что перед нами – два полюса одной проблемы. Один из этих «полюсов» имеет отношение, в основном, к негосударственным СМИ. Другой – к государственным.
Между тем результат один и тот же: активист партии не может быть настоящим журналистом, поскольку не может объективно освещать события.


