В свое время пособкорил и поспецкорил я от души. Годами работая региональным представителем какого-нибудь «центрального» «журналистского офиса», накопил опыт, позволяющий, надо полагать, достаточно компетентно судить об этой сфере.
В том числе, о плюсах и минусах работы собкора.
Главное – свобода!
Первый раз оказавшись в статусе собкора, я впал в состояние блаженства, почти физически ощущая счастье. Еще бы! Полная независимость, полная свобода! И в выборе рабочего графика, и в выборе тем, и вообще…
Ты сам себе – и редактор, и издатель, и журналист и т.д. и т.п. Работаешь, как маленькая редакция в «одном лице», лишь «тематически» координируя свою журналистскую деятельность с «главной» редакцией, до которой больше ста километров.
Помню, на работу – уже в качестве собкора – я набросился с охоткой, с вдохновением. Выстроил ее так, чтобы те информационные потоки, которые раньше проходили мимо, шли бы теперь через меня. Чем вызвал даже «светлую» зависть местных спецслужб, которые при неминуемой, разумеется, «встрече» удивлялись, откуда я узнал о тех или иных фактах, о которых им было ничего неизвестно. На что я скромно ответил, что работаю в этом регионе, в отличие, так сказать, от некоторых….
«Просеивая» через мелкое «сито» всяку-разну информацию (местные и областные СМИ, общественные и политические организации, многочисленные знакомцы – специалисты в различных областях, слухи, «сарафанное радио» и т.д.), я выдавал «на гора» эксклюзив за эксклюзивом.
И даже – воленс-неволенс – со временем перешел в журналистику «первой категории» – стал заниматься расследованиями, почувствовав вкус к этой сложной работе.
В итоге, через девять месяцев такой работы, я, как говорят, стал считаться лучшим из собкоров-региональщиков. Что и требовалось доказать.
Как плюсы превращаются в минусы, или Должен ли менеджмент быть менеджментом
Моя проблема состояла в том, что до работы собкором я несколько лет поруководил несколькими газетами. То есть в качестве «наемного» менеджера поучаствовал в новых издательских проектах, которые тогда, в начале – середине 90-х, как грибы после дождя, росли в регионах нашей страны.
Благо – Министерство информации, в девичестве Госкомитет по печати, тогда еще «наивно» регистрировал новые общественно-политические газеты, не требуя, чтобы редактор нового независимого издательского проекта был бы редактором «по праву рождения».
По-видимому, впоследствии сей «надзирательный» орган решил продолжить и расширить совершенно гениальную мысль главы государства о том, что президентами не становятся, ими рождаются, распространив эту «философскую» сентенцию и на редакторов независимых СМИ.
Но – оставим это на совести истории. Вернемся к моим «проблемам». Итак, имея опыт руководства газетой, я, понятное дело, критически относился к вопросам менеджмента, замечая его недостатки там, где другим кажется, что «можа, так і трэба».
Как я уже говорил, региональный собкор работает, как маленькая редакция. Выполняя функции от секретаря/экспедитора/корректора до редактора.
Также, в одиночку, он должен решать множество мелких и крупных финансовых, хозяйственно-технических проблем. Это и покупка фотоаппарата, диктофона и компьютера (если их не было), и приобретение канцелярских товаров, бумаги для принтера (в мое время – для печатной машинки), заправка картриджа, а также батареек/аккумуляторов/зарядных устройств для фотоаппарата/диктофона. Кроме того, нужно думать про заправку автомобиля (если он есть и используется для работы) и его же ремонт, либо про оплату передвижений на общественном транспорте по городу и поездок в командировки … Список можно продолжить. Но, думаю, вышеприведенного списка уже достаточно, чтобы составить представление о масштабе и количестве расходов собкора.
Так вот в моем случае (и в случае других собкоров того издания с «громким» брендом, где мы тогда работали) – все эти расходы ложились на нас самих. И попытки поговорить об этом с менеджментом того «уважаемого издания» неизменно разбивались о холодную ремарку: «У нас такие правила».
Понятно, что – правила. Но, в данном случае, понятно также и то, что здесь: правила – отдельно, а менеджмент – отдельно.
В итоге – так долго и «любовно» создаваемая собкоровская сеть (и, в какой-то момент, действительно созданная и успешно функционирующая) распалась, как связь времен в известном произведении Шекспира.
Чтобы не наступать на грабли – надо их убрать
Что же делать менеджменту «центрального» газетного офиса, чтобы не было так «мучительно больно»? Тут все просто. Нужно уделять больше внимания своим собкорам, в том числе – финансового внимания к их нуждам, к их расходам.
Знаю, что в «центральных» офисах по традиции считают, что главные здесь – они. Никто, в общем-то, и не спорит. Куда ж мы без него, без офиса-то?
Но вот дальнейшее «логическое развитие» этой мысли мне совершенно уже не нравится. Далее в «центральной» редакции обычно думается, что собкор – это «бездельник» в регионе, что он там ничем, в общем-то, не занимается (в отличие от нас, «центровых»), ни за что не отвечает, поэтому и платить ему можно – так себе.
И, разумеется, можно не обращать внимания на его «провинциальные» нужды.
Там, где придерживаются такой психологии, такой политики в отношении своих собкоров, очень быстро (если только не упорствуют в своих заблуждениях, что тоже может быть) сталкиваются с их ошибочностью. И с невозможностью продолжать в том же духе.
По моим общим наблюдениям, в нашей стране, у негосударственных СМИ, практически нет успешно и стабильно работающих собкоровских сетей.
А вот у государственных СМИ – при наличии, пожалуй, большинства тех же проблем, что приведены выше, успешный опыт в этом имеется. Но это и понятно – «гуляют» ведь они не на свои, а на государственные средства. Поэтому им «не жалко»: государство выделило – собкор получил.
Руководству же частных, негосударственных СМИ надо перестать «жмотиться» и наступать на одни и те же грабли. А убрать этот садовый инвентарь со своего пути и заняться наконец-то вопросами менеджмента (а не игрой в него).
Или не задумываться об отращивании собкоровской ветви в регионах Беларуси, чтобы людей не смешить.


