События в социальной сети Facebook в последние дни развивались настолько стремительно, что понять «кто первый начал» уже не представляется возможным. Несколько дней назад в моей фрэндленте впервые появился странный англоязычный текст-обращение к Facebook.
В нем в практически ультимативной форме пользователь заявлял свои авторские права на все записи в социальной сети, на все размещенные им фотографии и так далее. Все это делалось по причине якобы изменившейся политики приватности в Facebook. О каких именно изменениях идет речь, в тексте заявления не говорилось.
Впрочем, это не помешало многих пользователям разместить заявление на своих стенах. Сначала они появлялись в моей ленте один-два раза в день, но в среду истерия (хочу на это надеяться) достигла своего пика. Сообщения в стиле «В ответ на новую политику Facebook я настоящим объявляю, что все мои персональные данные, иллюстрации, рисунки, комиксы, картинки, фотографии, видео и так далее являются объектами моего авторского права (согласно Бернской Конвенции). Для коммерческого использования всех вышеупомянутых объектов авторского права в каждом конкретном случае необходимо мое письменное разрешение!..» стали появляться не только на английском, но также на русском, украинском и польском языках. Снежный ком нарастал… География истерии расширялась…
Похоже, весомости заявлению придали ссылки на ту же Бернскую конвенцию, Римский Статус и Uniform Commercial Code. Иначе, как еще объяснить, что коллеги-журналисты включились в процесс «отстаивания прав пользователей» не менее рьяно, чем те, кому нажать кнопку репост проще, чем включить мозги и задать пару вопросов. Между тем, найти указанные выше документы совсем не сложно. Еще проще – погуглить информацию о якобы изменяющейся политике приватности в Facebook.
Так, в течение буквально пять минут можно найти несколько журналистских текстов на эту тему, которые поясняют, что заявление – не более чем фэйк. Так, например, российский ресурс NEWSru.com пишет «Facebook не вносил никаких изменении в авторские права пользователей на публикуемый контент». Другой российский ресурс BFM.ru в статье «Уведомление приватности» стало хитом пользователей Facebook» ссылается на официальный комментарий для сайта владельцев Facebook: «Любой пользователь Facebook владеет выложенным им контентом и контролирует распространение информации, которую он публикует, как и сказано в правилах пользования Facebook».
Еще 10-15 минут можно было бы потратить на поиск тех самых конвенций, статутов и кодексов, на которые ссылается текст. Тогда, к примеру, пользователи смогли бы узнать, что Римский Статут – это дипломатический документ, учреждающий Международный уголовный суд. В полномочиях же суда, который размещается в Гааге, - военные преступления и преступления против человечности.
Или, к примеру, что таинственные статьи Uniform Commercial Code относятся к торговому, но никак ни к авторскому праву. И только Бернская конвенция действительно рассматривает вопрос авторского права. Впрочем, для того, чтобы понять, какое право и на что имеет каждый пользователь социальных сетей, достаточно читать местные законы. Которые, по сути, нередко бывают совсем не плохими, просто их редко кто читает и еще реже кто-то применяет для защиты своих прав.
Куда проще «защитить» себя одним кликом. Наверняка, всем заявителям, разместившим один и тот же сомнительный по содержанию текст на своих стенах в Facebook, теперь хорошо спиться по ночам. Почти также хорошо, как если бы они завели на своих компьютерах виртуальных собак для охраны собственного жилища.


