ОБ АВТОРЕ

Журналист, редактор, медиа-эксперт.

Окончил Полоцкий государственный университет и магистратуру Вестминстрского университета (Лондон).

Сфера экспертных интересов - качественная журналистика, свобода слова, социальные сети, медиа-бизнес, менеджмент СМИ.

В настоящее время является сотрудником британской организации "Индекс цензуры"

Вы здесь

Про "второй экран", Игры и Spice Girls

Завершившиеся в воскресенье в Лондоне Олимпийские игры вошли в историю. И я не о спортивных достижениях, допинговых скандалах, провале белорусских спортсменов – и даже не о возвращении Spice Girls. И в общем-то не о том, что автору этих строк довелось впервые лицезреть олимпийские соревнования воочию. Я о том, как их довелось лицезреть.

Неудержимый спринт современных технологий предстал в Лондоне-2012 во всей олимпийской красе. От медальных перипетий было не «скрыться»… даже под землей: накануне Олимпиады на многих станциях лондонского метро врубили давно обещанный бесплатный wi-fi. Так что, поджидая поезд, можно было преспокойно посмотреть прямую видео-трансляцию с любого из олимпийских соревнований прямо на экране мобильного телефона.

Благо официальный вещатель – BBC – к Играм выпустил специальное бесплатное приложение для смартфонов с информацией о результатах, расписаниях, медальном зачете и, конечно, прямыми трансляциями. Британская телекомпания специально к Играм запустила 24 цифровых телеканала, которые, по сути, позволили зрителям фактически программировать свое собственное телевидение – смотреть интересующие их соревнования в любое время, в любой последовательности и буквально на любом экране.

Персональное телевидение в кармане стало реальностью. Но не единственной медиа-реальностью Игр. Ведь не зря же их уже окрестили «первой социальной Олимпиадой в истории».

Формально социальные сети существуют уже не первый олимпийский цикл – но никогда раньше они не имели такого значения для коммуникации вокруг Игр. Не зря крупнейшие вещатели еще накануне Олимпиады заключали партнерские соглашения с крупнейшими социальными сетями – и вещали из Лондона и окрестностей не только в телеформате, но и, к примеру, на специальной странице в Facebook. В итоге, по данным NBC, каждый пятый американский телезритель, смотревший Олимпиаду, пользовался не одним, а двумя экранами.

Популярное нынче в медийной теории и практике понятие «второго экрана» было продемонстрировано в Лондоне во всей красе. «Второй экран» – это дисплей ноутбука, планшета или смартфона, который позволяет телеаудитории «взаимодействовать с картинкой» – то есть быть не пассивными зрителями, а комментировать увиденное, обсуждать с друзьями. Аудитория Олимпиады-2012 пользовалась этой возможностью сполна.

Настолько сполна, что уже в один из первых дней Игр официальные лица МОК попросили пользователей Твиттера умерить свой «комментаторский пыл» – шквал сообщений, который юзеры отправляли в эту социальную сеть с мобильных телефонов, мешал телетрансляции велосипедной гонки.

Главным «социальным» событием Олимпиады стала церемония ее открытия – в соцсетях по всему миру (в первую очередь в Twitter и Facebook) она была упомянута почти 3 миллиона раз! Самым «социальным» видом спорта стал футбол (725,000 упоминаний в соцсетях за всю Олимпиаду), немного обошедший баскетбол, волейбол и гимнастику.

Самыми «социальными» атлетами заслуженно стали спринтер Усейн Болт («самый быстрый человек в истории») и пловец Майкл Фелпс (американец теперь имеет в своей копилке 22 олимпийские медали – больше чем кто-либо в истории спорта) – оба едва «не дотянули» до миллиона упоминаний в социальных сетях по всему миру.

По предварительным оценкам, всего за 17 олимпийских дней по всему миру отмечено 150 миллионов твитов (сообщений в Твиттере), посвященных главным стартам четырехлетия. Победа феноменального Болта на дистанции 200 метров была отмечена столь же феноменальным спринтом из 80,000 твитов в минуту, которые окончательно предали очередному «золоту» ямайца масштабы исторического события.

При этом самым обсуждаемым из отдельных событий Олимпиады оказались вовсе не геройства лучших атлетов мира – а упомянутое уже воссоединение вечно юных Spice Girls. Их вокализ с крыш лондонских кэбов во время церемонии закрытия Игр был отмечен 116 тысячами твитов…

Заметим, что происходящее в социальных сетях выходит за рамки чисто виртуального мира. Олимпиада подарила несколько «громких» примеров с различными эмоциональными зарядами. Еще до начала Игр путевки на них лишилась греческая спортсменка Вула Папахристу – ее исключили из команды за сообщение в Твиттере, которое посчитали расистским. А вот для британца Майка Боага та же сама социальная сеть оказалась спасительной – именно благодаря ей он нашел утерянный билет на соревнования стоимостью почти в полтысячи долларов :) Вот так крохотные сообщения длиной в 140 знаков из виртуального мира становятся буквально судьбоносными в мире вполне реальном…

Про то, как традиционные СМИ использовали социальные сети, мы уже упоминали. Примечательно, что именно социальные сети использовались и для критики этих самых традиционных СМИ. В настоящий скандал вылилась кампания недовольства телезрителей политикой американского канала NBC – из-за разницы во времени многие события Олимпиады канал показывал не в прямом эфире, а в записи. Причина проста и банальна – рекламодатели ну очень желали, чтобы олимпийские трансляции (а соответственно и их рекламные блоки в них) выходили в прайм-тайм. Интересы спортивных болельщиков, которые хотели бы переживать за очки, голы и секунды вместе с остальным миром в то же самое время, как эти события происходят, были проигнорированы. Компания заработала порядка 1 миллиарда долларов на рекламе – но в «противовес» получила мощную кампанию в соцсетях.

«Твиттеряне» даже создали специальный хэш-тег #NBCfail, под которым на голову NBC сыпалась критика. А после того, как британский журналист Гай Адамс опубликовал в своем Твиттере адрес электронной почты главы олимпийского вещания NBC (дабы недовольные могли сообщить телечиновнику все напрямую), учетная запись репортера была заблокирована. Правда, после поднявшейся волны протеста Twitter восстановил аккаунт журналиста уже на следующий день.

Как видим, «второй экран» неумолимо уходит от вторичной позиции. И пусть экран «первый», телевизионный, все еще ощущает себя всемогущим, демонстрируя серьезные показатели и по аудитории, и по доле на рынке медийной рекламы, – без «второго» он уже не может.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в:

Опрос