Ситуация с масс-медиа на Могилевщине невеселая. Во-первых, за последние годы («нулевые» и прочие) в Могилевской области перестало выходить изрядное количество газет. Во-вторых, оставшиеся в живых газеты и другие масс-медиа отказываются нести гордое имя «свободных СМИ» и почти полностью находятся в подчинении властей.
Ни дня – с критикой
Между тем когда-то – еще не так давно – В Могилевской области для любой прессы было раздолье. Выходило такое количество газет, что можно было сбиться со счету.
Более сорока различных изданий от так называемых государственных и негосударственных районок до заводских много- и малотиражных газет, выпускаемых отдельными «несознательными» гражданами и группами граждан!
Только в Могилеве и Бобруйске, самых крупных городах области, в те времена выходило порядка 20 различных изданий!
Позволяла ли себе тогда пресса критику партии и правительства? Позволяла. Не все, правда, решались, но многие и часто. Тут надо уточнить, что подобная критика, разумеется, не является самоцелью для прессы, но есть показателем ее свободы, объективности и самостоятельности.
Ведь, как мы знаем, одна из главнейших функций прессы в современном обществе – быть «полицейским демократии», следить за действиями нанятых обществом властей и сообщать ему, если что не так…
Так вот, если в начале и середине 90-х все газеты на Могилевщине были равными среди равных, то, постепенно, с 1995 года начиная, стало происходить их разделение на «наших» и «не наших», «правильных» и «неправильных».
И, естественным образом (а скорее, – противоестественным), свободная журналистика стала вытесняться: сначала в негосударственные СМИ, затем вообще на обочину журналистики.
В настоящее время можно уже говорить о том, что такие независимые местные газеты, как «Вечерний Могилев», «Вечерний Бобруйск», «Коммерческий курьер» полностью отказались от принципов и ценностей свободной журналистики.
Запреты – в головах
Например, в этих изданиях нельзя прочитать о жизнедеятельности общественных организаций (кроме БРСМ, «Белой Руси» и «Союза женщин»). Нельзя узнать о том, чем занимаются местные представительства республиканских партийных структур (кроме провластных, не будем рекламировать их накануне выборов). Чем дышат неугодные властям политические движения и инициативы. Что делают те или иные знаковые для региона и республики общественные или культурные деятели.
Даже если, скажем, в Бобруйск или Могилев приезжает знаменитый белорусский писатель или поэт, вроде Владимира Орлова, Андрея Ходановича или Леонида Дранько-Майсюка, лучше сразу оставить надежду невостребованной и не пытаться найти хоть что-то об этом в местной прессе. Поскольку они оппозиционно настроенные и из другого писательского союза.
Ни интервью, ни информаций! Нет таких людей – и все! И в Могилев (или Бобруйск) они не приезжали!
Почему же так происходит? И кто командует СМИ в Могилевской области, о чем писать, а о чем – ни-ни? Разумеется, никаких так называемых «темников» никто никому не раздает, особых пожеланий устно или письменно особо не высказывает. Даже брови грозно не сдвигает. Все решают сами руководители этих изданий, самостоятельно выбирая: вот об этом пишем, а вот это – явно не понравится властям.
Таким образом, все запреты содержатся в редакторских/журналистских головах. И кивать здесь не на кого и нечего.
Читатель – отдельно, СМИ – отдельно
Так что мы получаем в сухом остатке? Фактически – ничего. В смысле – ничего хорошего.
Негосударственные масс-медиа Могилевской области (к сожалению, это можно распространить и на другие регионы Беларуси) добровольно отказались от своей роли в обществе, от своей общественной миссии. Став информаторами-пропагандистами, приводным ремнем партии правительства, отказавшись от своих журналистских прав, они добровольно отказались и от читателя, по крайней мере, того читателя, которого принято называть думающим.
Частная, негосударственная пресса Могилевщины (за исключением «Бобруйского курьера», вынуждено ушедшего в интернет) таковой является лишь по формальным признакам. На самом же деле, это провластные, подцензурные СМИ (надо все называть своими именами), в которых думают о своем издательском бизнесе, но забыли об интересах читателей.
Да, обывателям это (как и всегда), фиолетово, ни холодно, ни жарко: пипл, как известно, хавает. Но вот читатели понимающие, размышляющие над смыслом происходящего, обеспокоенные судьбами Родины, то есть настоящие, полноценные» граждане своей страны, – в поисках неискаженной, правдивой информации идут в интернет.
И находят там то, что ищут. И обрушивают тиражи коллаборационистской прессы, думающей о себе и не помнящей о них.


