ОБ АВТОРЕ

Родился 1 марта 1951 года в г. Бобруйске Могилевской обл., Беларусь.

В 1972 г. окончил Белгосуниверситет по специальности «журналистика». В 1972–1986 гг. – младший редактор, редактор, старший редактор, комментатор, заместитель главного директора программ Белорусского телевидения. В 1986–1991г.г. – доцент кафедры журналистики Института политологии и социального управления.

В 1991–1992гг. - руководитель коммерческих видеопроизводящих организаций. В 1992–1994 гг. - главный редактор общественно-политических программ Белорусского телевидения, заместитель председателя Госкомитета РБ по телевидению и радиовещанию.

В 1994 году был ведущим телевизионных дебатов действующего премьер-министра Кебича и кандидата в президенты Лукашенко.

В 1995–1999 г.г.- руководитель пресс-службы Исполнительного секретариата СНГ.

В 1999–2000гг.- генеральный директор ЗАО «Белорусская деловая газета».

С 2000 – зам. председателя, член правления, член Совета ОО "Белорусская ассоциация журналистов".

Осенью 2004 года был избран действительным членом Евразийской Академии телевидения и радио (Москва).

С 2005 года –  профессор Европейского Гуманитарного университета (специализация - «Массовые коммуникации и журналистика»).

С 2008 года – автор и ведущий еженедельных ток-шоу «Форум» телеканала БЕЛСАТ, продюсер документальных телепрограмм и фильмов.

Вы здесь

Мясокомбинатские новости

Какие новости могут быть в банке? Ну, истратил БПС-Сбербанк 217 тысяч долларов на новогодний корпоративный вечер, ну и что?

Вот на мясокомбинате новости – это да! Возможный обвал и дефолт в США, болезнь Хиллари Клинтон, бои в Сирии, кризис в Европе. У нас же, как обычно, – всё в ажуре: зарплата повышается, граждане довольны. Идеологическая составляющая – на самом высоком уровне. Вот где уровень, вот где размах! Слушаешь по радио, видишь по телевизору и диву даёшься: неужели у директора мясокомбината такие пропагандистские таланты?

На самом деле новости мясокомбината обычные: если обвал, то обвал туш (есть такая специальность: «обвальщик туш») или боец скота (и такая профессия  есть, сам видел на Доске почета) перевыполнил план. Или баран-предатель (тот, кто заводит несчастных овечек на электроплощадку, а сам смывается в специальную калиточку) постарел и не справляется с порученными обязанностями.

Тоже интересно, но не всем. Поэтому таких новостей мы и не слышим.

Но обратите внимание, как нам подают мировые топ-новости и связывают это с каким-то мясокомбинатом, супермаркетом или даже автосалоном. Это не новости мясокомбината etc., а новости «ОТ мясокомбината». В одном этом предлоге кроется огромная разница. Великий и могучий язык, превращенный рекламщиками в некий рыночный новояз, дает нам понять, что новости «ОТ» - это не новости «О», а новости, спонсируемые мясокомбинатом. Ну, не хочется им, рекламщикам, прямо говорить, что сводки сообщений у них – оплаченные, вот они и придумали новый предлог.

Так камуфлируется грубейшее нарушение законодательства о рекламе, которое существует в любой цивилизованной европейской, американской или азиатской стране. В  Австралии тоже. И заключается это нарушение в том, что новости никому и никогда спонсировать не позволено. Потому что есть опасность: финансовые интересы такого спонсора могут повлиять на информационную картину мира, создаваемую тем или иным телеканалом или радиостанцией.

В нашем случае это просто смешно: как может мясокомбинат изменить общую информационную картину нашей, белорусской жизни? Тут без него есть кому решать, что белорусам знать, а чего не знать. Но, например, популярных ведущих новостей мы часто видим и в белорусской, и в российской рекламе пропагандирующими от подгузников до зубной пасты. Издевательство над нами заключается в том, что популярные, узнаваемые лица и, соответственно, некое доверие к ним автоматически переносится на товар, который такого доверия может не заслуживать. И это есть нарушение наших прав – и зрительских, и потребительских.

В уставах и кодексах большинства общественных телерадиовещательных корпораций мира действуют строгие запреты на:

- скрытую рекламу;

- рекламу алкоголя и табачных изделий, а также лекарств и методик лечения;

- спонсорство информационных и общественно значимых программ;

- влияние спонсора и рекламодателя на содержание передач вообще;

- приглашение популярных ведущих (особенно информационно-аналитических программ) в качестве персонажей рекламных роликов;

- рекламу в программных блоках для молодежи и подростков;

- использование образов детей в сугубо рекламных целях;

- неожиданное прерывание передач: реклама может идти только в межпрограммных переключениях.

Существует немало и других, специфических для каждой страны, ограничений на трансляцию рекламы по телевидению и радио. Можно сказать, что общественные телерадиовещатели допускают её в свой эфир как необходимое зло. Японская телерадиовещательная корпорация NHK вообще обходится без рекламы. 

Вместе с тем, общественные наблюдательные советы, имеющие немалые полномочия (в том числе и карательные) строго следят за тем, чтобы:

- объемы рекламы не превышали установленного предела (до 12 минут каждого часа вещания, и это с полными запретами в детских, молодежных, религиозных программах);

- чтобы первая коммерческая перебивка в кинофильмах появлялась не раньше чем через 45 минут после его начала, а последующие - не чаще, чем через 20 минут. Кроме того, рекламное объявление должно попадать на некий, сюжетно объяснимый перерыв, а не врывалось в диалог актеров, внося сумятицу в умы зрителей;

- чтобы рекламные включения «отбивались» специальными заставками, джинглами, предупреждающими зрителя, что сейчас он увидит «оплаченную» продукцию;

- чтобы при включении рекламных блоков не повышался уровень звука.

Все это делается для того, чтобы психика миллионов людей не страдала от произвола рекламщиков, помимо нашей воли навязывающих нам свои, более чем сомнительные, «ценности». 

В наших условиях, где об общественном телерадиовещании и слыхом не слыхивали, реклама была и остается бичом для миллионов, засоряя мозги и порождая мозаичную психопатию у тех, кто стремится от нее избавиться. При этом стоимость рекламы по ТВ и радио (а она немалая) производители закладывают в цену товаров и услуг. Таким образом, даже если мы уничтожили рекламу кнопкой дистанционного управления, мы всё равно оплатим ее в магазине.    

Странно, но это дошло, наконец, и до тех, кто обязан был давно навести   порядок.

17 декабря депутаты Палаты представителей приняли во втором чтении поправки в некоторые законы, касающиеся рекламы. Об этом сообщило агентство БелаПАН.

Законодатели предлагают сократить на две минуты в течение каждого часа объемы рекламы в прайм-тайм теле- и радиоэфира (с 19-ти до 22-х часов). Им кажется, что этой рекламы у нас 18 минут, а надо – 16. Могут запретить  рекламу пива и слабоалкогольных напитков на радио и телевидении с 7.00 до 22.00. Под запрет с 4-х до 24-х часов может попасть эротическая продукция и даже с элементами эротики. Вводится требование держать звук рекламных роликов на уровне транслируемой программы.

Ясно, что в качестве образца для таких решений, предлагаемых нашими парламентариями, стали лишь очень немногие из европейских стандартов. Во всём остальном мы останемся созерцателями нарушений всех тех требований, которые перечислены выше: рекламных «отбивок» нет, фильмы нахально прерываются, скрытая реклама присутствует, дети используются.

Но инициативу «парламентариев» можно только приветствовать. Правда, не совсем понятно, чем именно вызваны такие благие порывы. А потому присутствует некоторое сомнение, что законопроект пройдет хотя бы в таком, более чем скромном, варианте. Потому что у него, скорее всего, будут могучие противники в лице производителей, а также наших вещателей, которые ни в чём перед зрителями ответственности не несут. А уж тем более российские телерадиокомпании, которые руководствуются своими законами. 

Так что – увидим.

А спонсор, самый главный, уже сказал свое слово: в государственном бюджете 2013 года на финансирование государственных СМИ отпущено 60 миллионов евро, из них на ТВ и радио – 47 миллионов. И это не считая рекламных поступлений от госпредприятий и коммерческих структур, которые сами хорошо знают, кому и что заказывать.

Как вы думаете, это повлияет на «информационную картину» мира для белорусов? Ответ – очевиден.

И это есть самое главное нарушение. 

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в:

Опрос