ОБ АВТОРЕ

Родилась в 1973 г. в Литве, в городе Игналина.

Закончила журфакт БГУ.

После первой неудачной попытки поступить в университет год проработала в районной газете Могилевского района "За камунистычную працу". 

Дальше были "Толока",  "Могилевская правда", "Белорусский университет", "Добрый вечер", "Знамя Юности", "БелГазета", в которой работала специальным корреспондентом, обозревателем, заместителем главного редактора, главным редактором приложения Sexus.    

Вы здесь

Ниже пояса

В фокусе

На этой неделе еженедельник Wprost опубликовал очередное скандальное расследование, которое грозит ему судебным иском. Пресс-секретарь оппозиционной партии «Право и справедливость» (PiS) Адам Хофман, которого непосредственно касается опубликованный материал, уже заявил, что подаст в суд. Начиная с апреля, это уже третья попытка разобраться с Wprost в суде после опубликованных журналом расследований.

Фотографии, где политики первого уровня PiS показаны в состоянии основательного подпития, неделей раньше опубликовал таблоид «Супер Экспресс». Wprost же еще разместил и текст разговора пресс-секретаря PiS Адама Хофмана с сотрудницами бюро партии, а в электронной версии журнала можно посмотреть видео.

Дискуссия развернулась на тему размеров мужского достоинства Адама Хофмана. Возмущенный «сплетнями» о том, что оно оказалось меньше, чем он сам полагал, Хофман сказал, что немедленно готов «достать и показать». Но тут же себя остановил, заявив, что везде сидят фотографы.

Wprost попросил оценить поведение Хофмана представителей фонда Feminoteka, который оказывает правовую и психологическую помощь женщинам, пережившим насилие. Как ответил представитель фонда, «в этой ситуации очевидна служебная зависимость – женщина находится на более низкой служебной ступени. И очевидно, что происходит сексуальное домогательство».

Кроме того, Wprost опубликовал материал «Пресс-секретарь без пудры» о карьерном росте Адама Хофмана, собрав мнения и оценки, знающих его людей. Фотография самого улыбающегося Хофмана вынесена на обложку журнала под заголовком «Picie I Swawole» (пьянство и проказы – М.Г.), с намерено подобранными определениями под абрревиатуру PiS.

За последние несколько месяцев это третье громкое расследование, опубликованное Wprost. В июле журнал написал о знаменитом польском теннисисте, бизнесмене, владельце художественной галереи Войтеке Фибаке, который, как утверждает расследование Wprost, занимается сводничеством богатых людей и молодых девушек. Для этой цели журналистка представилась Фибаку, как «симпатичная девушка, которая хочет заработать, благодаря знакомству с симпатичными панами» и записала всю беседу на диктофон.

Публикация вызвала огромный резонанас. Во-первых, сама фигура Фибака – легенда польского тенниса, почетный консул Польши. Во-вторвых, в разговоре с журналисткой Фибак упомянул о некоем списке польских бизнесменов, которые пользуются его услугами.

Как пишет Wprost, «спустя несколько часов после появления журнала в киосках, нам начали звонить редакторы главных информационных программ с просьбой об интервью. Однако, к обеду половина из них отказалась, а к вечеру вообще не было желающих. В результате о деле Фибака не рассказал ни один информационный канал. Вся ситуация начала напоминать организованную блокаду, а главным вопросом в письмах журналистам Wprost был: «Кто еще есть в списке Фибака?» Одновременно, в прессе началась защита теннисиста, основанная на обвинении редактора и журналистки в провокации и методах, использованных при подготовке материала».

Как задает вопрос журналист Wprost Роман Куркевич, «почему наши представители СМИ так кривятся на материал Wprost? Не понимаю. Это не Малина Бланска (журналист, записавшая Фибака на диктофон – М.Г.) изобрела метод перевоплощения в журналистике. У кого из журнашлистов нет греха, пусть первый бросит камень. Когда в Германии Гюнтер Вальраф перевоплощался в турка, самолийца, тяжело работающих эммигрантов, и тем самым обличал расизм и эксплуатацию – это привело к парламентской дитскуссии, в которой за журналистами было признано право на перевоплощение. Может, вместо медиального лицемерия, лучше заняться проблемой неприкасновенной касты, так называемой среды культурных, богатых, влиятельных мужчин? И не создавать списка людей и тем, о которых нельзя писать?..».

Сам главный редактор Wprost Сильвестр Латковский позже выступил с публикацией, в которой очень жестко охарактеризовал состояние современной польской журналистики. Латковский вспомнает слова издателя и журналиста Джона Свинтона, сказавшего в 1880г., что «каждый знает, что независимой прессы не существует... Ни один из нас не осмелился бы на страницах газеты опубликовать своего мнения... Мы, журналисты -  инструмент в руках богачей, которые управляют всем из-за кулис. Мы - марионетки! Они дергают за вереовочки, а мы танцуем! Наше время, наш потенциал и талант в руках этих людей! Мы интеллектуальные проститутки!»

Дальше Латковский замечает: «Как много универсальной правды в этом! Не только потому, что в нашей профессии единицы, ба! – целые редакции куплены. Всегда так было, есть и будет. Свинтон был прав, когда говорил, что журналисты воспринимаются, как продажные девки, которых можно просто купить... Что блокирование какого-либо текста – это всего лишь вопрос цены. Пусть попробуют. Два раза у них, может, это получится. Но в третий – их кто-нибудь схватит за руку».

Кстати, в разговоре с Латковским Войтек Фибак обещал «поддержку до конца жизни», если материал не будет опубликован». Но Wprost напечатал и материал, и интервью с ним самим.

Вот отрывок этого интервью:

«И это материал для Wprost, действительно? Неужели в этом ваша роль? Даже если парень с девушкой что-нибудь там... Да, возможно, это непристойно. Но и такая провокация – тоже выглядит как-то очень невкусно. У всех у нас есть слабости. Чего вы хотите добиться? Заработать на том, что какой-то человек говорит с какой-то девушкой о том, что она хочет уехать? Вы, как главный редактор, хотите пойти в этом направлении?... Это ваше решение, но я бы вас просил, в первую очередь, учитывая то, сколько я сделал для Польши... Конечно, у меня есть недостатки, но разве можно так на меня нападать? И только потому, что я хотел помочь девушке?..»

Единственным, как мне кажется, скользким моментом в этой истории, является то, как сам главный редактор проводит интервью с Войтеком Фибаком. Латковский рассказывает о том, что есть запись разговора, компрометирующего теннисиста, опровергает слова Фибака о том, что он всего лишь «всем помогает». Потом Фибак спрашивает, когда Wprost намерен опубликовать этот текст,  и тут Латковский начинает как бы торговаться. Что, мол, есть решение опубликовать текст в ближайший понедельник. Теннисист ужасается, просит подождать, Латковский интересуется, зачем ждать. Фибак спрашивает, что он может «для пана сделать, чтобы текст не был опубликован», вспоминает своих трех дочерей. Латковский говорит, что даст ответ через час. Но судя потому, что и запись разговора с ним журналистки, и интервью с редактором журнала были опубликованы, ответ был отрицательный, либо вообще никакого звонка не было. Зачем надо было устраивать это шоу с демонстрацией своей власти и никак иначе? Для того, чтобы показать чужое унижение, пусть и неоднозначного в своих поступках человека, но унижение? Вырвать у него таким образом признание, что он готов все, что угодно сделать, чтобы текст не был опубликован, когда сам редактор был абсолютно уверен, что текст будет опубликован?.. А потом написать обличающую статью, представив журналистов «продажными девками» и «марионетками», которых так легко купить. Так вот, метод, который использует главный редактор журнала Wprost Славомир Латковский, пытаясь доказать, что не всех и не всегда можно купить, кажется мне таким же далеким от этических норм, как и методы тех, кого он обвиняет.

Последняя публикация Wprost в минувший понедельник снова вызвала скандал. Во-первых, в самой партии. Пишут, что глава PiS Ярослав Качинский был настолько разъярен, что даже не проводил запланированную пресс-конференцию. Что самому Адаму Хофману грозит отставка. Что сама публикация вызвала негативную реакцию избирателей. Если же говорить о реакции профессионального сообщества, любопытно, как отреагировал главный редактор «Супер Экспресс», того самого таблоида, который первый опубликовал фотографии отдыха политиков PiS. Как сказал Сильвестр Ястжембовский порталу wirtualmedia.pl, «политики должны следить за своим поведением, а журналисты, публикующие такого рода материалы, должны осознавать, как это скажется на позиционизорвании СМИ. Поднимая тираж журнала, руководство Wprost превращает его уже не в таблоид, а в hard bulwar. Это рискованно, потому что делается с чрезмерной, демонстративной брутальностью без соответствующих правил. Так играют азартные игроки, надеясь и боясь одновременно».

Однако, попытки расследований, которыми начал активно заниматься Wprost, пока не привели к росту продаж. По данным Союза контроля за дистрибуцией прессы, в первом полугодии, продажи Wprost в среднем составили 64 764 экземпляров, тогда как в прошлом году они были на уровне 79 376 экземпляров.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в:

Опрос